Почему художники считают сон увлекательным сюжетом?

Искусство и развлечения Искусство

Сандро Боттичелли, Анри Руссо, Винсент Ван Гог, Франсиско де Гойя, Джорджоне. Они являются не только одними из самых известных и впечатляющих творцов в истории культуры, они также разделяют между собой один общий интерес: изображение загадочного состояния сна. сюжетМеир Кригер — это профессор Йельской школы медицины и эксперт в области сна. Сон привлекал его с того момента, как он может себя вспомнить. «Я изучал сон уже огромное количество времени, — объяснил Кригер. — Я всегда был им заинтересован».

Исследование сна

художник

Исследования Кригера изучают механику, функции и патологию сна, например, он анализирует дыхание во время сна и изучает его соотношение с сердечной недостаточностью. Однако существуют определенные вопросы о загадочных аспектах сна, на которые ни один ученый еще даже не начал отвечать. Например, почему люди спят? Почему люди видят сны? сюжет«Для меня сон является очень загадочным явлением, — сказал Кригер. — Определенно, это иное состояние. Мы не до конца понимаем, почему мы спим. Конечно же, существуют разнообразные теории, но с уверенностью сказать невозможно. Также существует еще огромное количество вопросов о сновидениях. У детей проявляется некоторое подобие способности видеть сны еще до того, как они рождаются. Но тут появляется еще один вопрос: о чем их сны?».

Сон в искусстве

художник

В одной из глав «Атласа клинической медицины сна» (книги о сне, которую Кригер написал в соавторстве с двумя другими специалистами в этой области) под названием «Сон в искусстве и литературе» авторы проводят читателя по истории искусства, которая включает в себя тему сна, изучая различные способы, с помощью которых художники изображали банальное, но все же невероятно загадочное состояние покоя. «Что может быть более скучным, чем сон? — шутит Кригер. — Но все же все эти художники нашли в нем что-то привлекательное. Когда бы я ни отправлялся в художественную галерею или музей, меня всегда притягивают картины сна. Мне интересно, что было на уме у художника, который рисовал спящего человека. Что, с его точки зрения, делает этот человек? Отдыхает? Восстанавливается? Находится в опасности? О чем думает художник, когда создает подобные картины и что они означают для человека, который затем смотрит на эти произведения искусства?».

Представления сна в искусстве

художник

Путем анализа Кригер определил несколько тематических представлений сна, которые постоянно появлялись на протяжении истории искусства. «У художников присутствует очень сильное восхищение мифологией, сновидениями, религиозными темами, параллелями между сном и смертью, вознаграждениями, потерей контроля над сознанием, исцелением, изображением невинности и спокойствия, а также эротикой», — объяснил он. И начал он с мифологии, изучив творение Сандро Боттичелли «Марс и Венера». Эта картина была написана в пятнадцатом веке и является в данном случае идеальным примером. Картина изображает Венеру, богиню любви, сидящую рядом с Марсом, богом войны, пока он спит. Маленькие сатиры вокруг них играют с оружием Марса и с его бессознательным телом. «Эта картина фактически говорит, что любовь побеждает войну», — сказал Кригер, описывая власть Венеры над Марсом в момент его сна. В этой конкретной картине сон приравнивается к слабости и уязвимости.

Спящие женщины

сон

Однако «Спящая Венера» Джорджоне, написанная в 1508 году, показывает другой взгляд на сон — тот, который прочно связан с властью и эротизмом. Венера отдыхает без одежды, ее рука аккуратно прикрывает ее гениталии, но хотя она абсолютно открыта для обозрения, кажется, что она полностью контролирует свое тело и себя. Она находится в своем собственном мире и кажется практически неприкосновенной в этом лиминальном состоянии. Сон зачастую идет в одном ряду с понятиями эротизма и невинности. Все становится немного более сложным, когда начинают проводиться параллели между сном и смертью. Начиная со знаковой картины Джона Миллы «Офелия» и заканчивая скульптурой «Анотомическая Венера», которая когда-то считалась медицинским стандартом анатомической модели, история, а в особенности история искусства, издавна имела склонность к идеализированию красивых мертвых девушек. Художники, которые концентрируются на спящих женщинах, занимают подобную территорию проблематики: они предполагают, что женщина является наиболее желанной, когда она неподвижна, хотя замена смерти на сон делает все немного менее ужасающим.

Невероятная многогранность сна

сон

«Спящая женщина может выглядеть, как мертвая, но при этом она определенно жива, — пишет Кригер в «Атласе». — Она сознательна, но при этом не осознает. Физически она лежит в реальном мире, но ее мысли находятся в мире фантазий. Сон радует, пугает, восстанавливает и утомляет. Он может нависнуть над нами, как тяжелый неукротимый туман, или ускользать от нас, как сладкие ощущения счастья». В истории искусства существует гораздо больше всемирно известных картин, на которых изображены женщины, чем тех, на которых изображены спящие мужчины, однако Кригер напоминает, что существует больше известных картин, изображающих женщин, чем картин, изображающих мужчин в принципе. Некоторые работы, такие как «Полдень: отдых от работы» Винсента Ван Гога, показывают спящего мужчину, демонстрируя при этом сон как приятную награду за долгий день тяжелого физического труда.

Сюжет для всех

сон

Независимо от того, идет речь о художнике эпохи Возрождения или об эксцентричном сюрреалисте, сон является неожиданной художественной темой, которой не может противиться ни один творец. Даже Энди Уорхол затронул эту тематику в своем типичном стиле, записывая на видео то, как его друг Джон Гиорно спит в течение пяти часов двадцати минут, назвав получившийся фильм довольно просто: «Сон».

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать