Почему "Большая волна" Кацусики Хокусая неизменно интригует любителей искусства спустя два столетия после написания

“Канагава-оки нами ура” (神奈川沖浪裏), или “Большая волна в Канагаве” — это гравюра на дереве известного японского художника Кацусики Хокусая, выполненная в стиле укие-э. Ее считают одной из самых популярных картин японского изобразительного искусства, о которой известно далеко за пределами страны. Некоторые искусствоведы считают, что на Западе эта гравюра известна лучше любого другого азиатского произведения искусства.

Стихия

Массивная волна возвысилась над рыбацкими лодками, угрожая их поглотить. Ее пенная корона, вытянутая словно когти, пугает гребцов внизу. Стихия жаждет пожрать все, увлечь в свои бескрайние владения и не отпускать до самого конца. Это эпическая сцена борьбы природы и человека, за которой спокойно наблюдает гора Фудзи, притаившаяся за всем этим беспределом.

Именно так и выглядит “Большая волна в Канагаве”. Изначально это была обычная гравюра на дереве, но со временем изображение стало вездесущим. Футболки, кружки, наклейки для ноутбуков, чехлы для смартфонов - на всем этом можно увидеть изображение “Большой волны в Канагаве” Хокусая.

Исконно японский стиль

В японском искусстве картина Хокусая даже сегодня считается удивительным, хотя и несколько избитым, примером укие-э. Это основной вид ксилографии в Стране восходящего солнца периода Эдо. Изначально для картин использовали только тушь, но потом стали появляться цветные гравюры.

На картинах изображали все, начиная от театральных действий и заканчивая самой непристойной эротикой.

Производство гравюр укие-э было дешевым, поэтому такие картины и были широко распространены в Эдо (сегодняшний Токио) в XVII-XIX вв. Было сделано около пяти тысяч оттисков с оригинальных деревянных блоков “Великой волны”. В то время такую картину можно было приобрести по цене одной миски лапши.

Дебют

“Большая волна в Канагаве” увидела мир в 1830 году. В то время Япония была одержима идеей положить конец 200-летней изоляции и заявить о себе миру. В стране стали обращать внимание на новейшие веяния Запада и Европы. И этого невозможно не заметить в картине Хокусая. Даже начинающий искусствовед подтвердит, что богатый оттенок синего, использованный в этом рисунке, был импортирован из Европы. “Прусский синий”, как его тогда называли, был синтетическим цветом и появился в XVIII веке. Его ценили за глубину оттенка и стойкость.

То, что Хокусай сделал этот цвет основным в своей океанской драме, дает возможность говорить о том, что он пытался изобразить Японию на пороге перемен. Волна — это символ нестабильности и опасности, но в то же время она олицетворяет собой новые возможности и приключения.

Сущность японской культуры

Большую часть своей жизни Хокусаи провел в прибрежном районе Сумида (пригород Токио). За время своей творческой деятельности он использовал как минимум 30 псевдонимов, и Кацусика Хокусай - один из них. Настоящее имя художника Токитаро, считается, что его отцом был Накадзима Исэ, который изготавливал зеркала для сегуна.

Но 30 псевдонимов — это еще не все странности художника. Сколько было имен, столько было и разных стилей в его живописи. “Большая волна в Канагаве” была первой картиной из серии “36 видов горы Фудзи”, самой высокой и почитаемой горы Японии.

Главный хранитель музея Хокусая в Сумиде, Ацуко Окуда, говорит, что много людей считают это картину истинной сущностью японской культуры. Простая, но в то же время мощная композиция горы и форма волны никого не могут оставить равнодушным.

Даже среди знаменитых художников были ее почитатели. К примеру, французские импрессионисты Эдгар Дега и Клод Моне, а также голландский мастер Винсент Ван Гог были очарованы “Большой волной в Канагаве”.

В 1860-х годах распространение укие-э в Европе привело к художественному увлечению Японией на Западе. Это явление получило название “японизм”.

Интересная особенность

Но вместе с тем, по словам Юкико Такахаши, владельца издательства Takahashi Kobo в шестом поколении, гравюры на деревянных дощечках не считались искусством в японском обществе периода Эдо.

В какой-то момент укие-э было завезено в другие страны, и там гравюры стали очень популярными. Но пока этого не произошло, японцы не понимали, как прекрасны эти картины, потому что воспринимали их как должное, как обычный элемент повседневной жизни. Семья Такахаши занимается укие-э уже более 150 лет, поэтому кому, как не им, знать об этом.

Исчезающее искусство

Сегодня мастера укие-э все еще продолжают рисовать копии гравюры “Большая волна в Канагаве”. В мастерской Такахаши этим занимается Нориясу Сода. Сначала он увлажняет бумагу “васи”, затем наносит краску и небольшое количество рисового клея на деревянную пластину, чтобы краска прилипла.

Деревянная пластина заранее разделена на секции, для каждой из которых предназначен свой цвет. Так, на дощечку поочередно наносят черные очертания, различные синие оттенки воды и желто-розовые цвета неба.

Это очень кропотливый момент и требует предельной точности. Такахаши отмечает, что нужно учиться около десяти лет, чтобы стать настоящим мастером укие-э. Но сегодня в Токио осталось только 25 человек, которые владеют этим искусством.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.