Как изображения иллюзии Вазарели покорили мир

К началу 1970-х Виктор Вазарели был повсюду. Рассматриваемый сегодня историками как «дедушка» оп-арта (оптического искусства), венгерско-французский художник-абстракционист, которому тогда уже было за шестьдесят, наблюдал, как его новаторские геометрические конструкции и гипнотизирующие оптические иллюзии стали представлять его поколение. Тщательно откалиброванные узоры Вазарели из ярких квадратов и светящихся кругов, которые делают поверхности его картин похожими на искривленные пространственно-временные сети, до сих пор остаются востребованными.

Renault, производитель автомобилей, пригласил его, чтобы изменить дизайн знаменитого логотипа компании. Дэвид Боуи нанял его для создания обложки для своего альбома Space Oddity. Большинство, однако, просто занимались плагиатом работ Вазарели, отчаянно пытаясь проникнуть в футуристическое чудо его стиля, не платя ему ни цента.

Творчество великого дизайнера

Крупная выставка, посвященная Вазарели, которая сейчас проходит в парижском Центре Помпиду, собрала более 300 картин, рисунков и предметов поп-арта, которые отражают его долгую карьеру в качестве неутомимого новатора абстрактного искусства ХХ века.

Среди головокружительных изображений находится работа, выполненная чернилами на бумаге, имеющая ключевое значение в современной истории культуры. Созданная в 1938 году, когда Вазарели только приступил к разработке своих полос, работая в качестве рабочего графического дизайнера в Париже, обманчиво простая монохромная работа относится к серии исследований, посвященных завораживающим движениям африканской зебры. В переплетении черно-белых линий на глазах зрителя странно пульсирует преображающееся изображение пары дерущихся зебр.

На изображениях зебр Вазарели отличительные черты животного трансформируются из чего-то физического и эмпирического в таинственные метафоры почти трансцендентного феномена: слияния разума наблюдателя с неосязаемым духом мира природы. Они больше похожи на изощренную медитацию.

Во время войны и после нее Вазарели был одержим научной литературой и новаторскими оптическими теориями. Он обнаружил, что пытается синхронизировать свое видение с каждой волнистой линией, наблюдаемой в окружающем его мире, будь то природной или искусственной.

Стремясь увидеть невидимую архитектуру, лежащую в основе реальности, он начал изучать все, начиная с приливов и отливов, и заканчивая трещинами в плитках метро. Результатом стала серия монохроматических произведений, созданных в течение 1940-50-х годов, которые очень соответствуют духовному темпераменту его более известных современников, таких как Аршил Горки, Пит Мондриан и шведский мистик Хильма аф Клинт.

К 1960-м годам Вазарели добился успехов в установлении того, что он считал архетипическими жестами универсального языка, который полностью соответствовал новым смелым научным открытиям его века.

Он пытался проникнуть в миры, которые, по его словам, до сих пор избежали исследования чувств: мир биохимии, волн, полей, относительности. Яркий цвет, который он использовал относительно экономно за годы, прошедшие после того, как он изобразил свою первую зебру, начинает просачиваться в творчество художника.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Нравятся ли вам такие работы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.