Стиль или диагноз? Знаменитые картины способны поведать о заболеваниях, от которых страдали художники

«Врачи любят играть диагнозами», - признается доктор Майкл Мармор, профессор офтальмологии Стэнфордского Университета и автор нескольких книг о художниках и зрении. Однако медики не ограничиваются наблюдением за состоянием здоровья своих пациентов. Среди специалистов в области медицины сформировалась своеобразная субкультура. Предметом интереса некоторых врачей стали заболевания знаменитых художников, а также отражение влияния различных патологий в их стиле живописи.

Больные руки Микеланджело Буонарроти

На склоне лет в письмах к своему племяннику Микеланджело жаловался на сильные боли в руках. «Я испытываю дискомфорт даже когда пишу», говорил гений итальянского Возрождения. Однако специалистам не удалось определить точный диагноз. Благодаря уровню развития современных технологий, это можно было бы сделать по сохранившимся останкам. Однако местные власти запретили эксгумацию.

Тогда эксперты изучили два портрета художника, написанные его современниками, а также проанализировали переписку. Выводы сделаны на основе трех портретов Микеланджело, два из которых выполнены при жизни мастера.

На картинах мастер эпохи Возрождения выглядит старше своего возраста. У него изможденный вид, а суставы рук явно деформированы. По мнению экспертов, Микеланджело страдал из-за дегенеративных изменений в мелких суставах рук. Скорее всего, это симптомы остеоартроза. Однако несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, гений дожил до преклонного возраста и скончался в 88 лет. В последние годы своей жизни, превозмогая боль, он продолжал работать с камнем.

Косоглазие Леонардо да Винчи

Живописцы видят мир иначе. А некоторые случаи вызывают особый интерес офтальмологов. В 2018 году в журнале Американской Медицинской Ассоциации были опубликованы результаты нового исследования, согласно которым великий гений страдал прерывистым расходящимся косоглазием (перемежающейся экзотропией). Однако именно это и помогало Леонардо создавать свои шедевры.

Обычный человек воспринимает трехмерные предметы благодаря бинокулярному зрению. Точность восприятия зависит от направления взгляда и правильной фокусировки. Это позволяет мозгу совместить два плоских изображения в одно трехмерное. Если же эта способность нарушена, образы не сливаются, а сдвигаются относительно друг друга. Подобное происходит в тех случаях, когда мы расфокусируем взгляд, наблюдая за предметами в отдалении.

Ученый объяснил, что люди, страдающие таким недугом, испытывают сложности стереоскопического восприятия и более тонко ощущают разницу между двухмерными и трехмерными изображениями. Косоглазие художника было не очень сильным. К тому же, человек с расходящимся косоглазием способен «выравнивать глаза» и воспринимать объемные изображения. Это давало возможность «переключаться» между режимами плоского и объемного восприятия. Именно такой необычный навык и стал отличным подспорьем в работе мастера эпохи Возрождения.

Действительно ли Эль Греко страдал искажением зрительного восприятия

Картины гения эпохи Испанского ренессанса легко узнаваемы благодаря продолговатым лицам и фигурам. Некоторые специалисты предполагали, что это обусловлено искажением зрительного восприятия художника. По их мнению, Эль Греко страдал тяжелой формой астигматизма.

Однако это предположение абсурдно. Если предположить, что восприятие художника действительно искажается, а окружающие объекты предстают пред его взором в вытянутом виде, тогда вполне логично, что изображения на холсте он тоже воспринимал бы подобным образом.

Но художник изображает в точности то, что видит. Проще говоря, если предположить, что все пропорции увеличиваются по вертикали в два раза, и человек видит квадрат, в его восприятии он будет выглядеть, как прямоугольник с соотношением сторон 1:2. Если он пожелает изобразить его на картине, он нарисует то, что сам воспринимает, как прямоугольник с соотношением 1:2, однако в восприятии человека с обычным зрением, это идеальный квадрат. Если бы на картине был изображен прямоугольник 1:2, в восприятии человека с искаженным зрением он выглядел бы, как прямоугольник 1:4. То есть мастер понял бы, что нарисованное не соответствует реальному предмету.

Загадочная смерть Поля Гогена

Представитель пост-импрессионизма Поль Гоген умер в 1903 году. В его доме было найдено четыре зуба в стеклянной банке, что стало предметом спора относительно причины смерти художника. Некоторые специалисты предполагали, что Гоген умер от сифилиса. Однако после проведения многочисленных исследований с целью выявления следов кадмия, ртути или мышьяка (химических элементов, которые входили в состав лекарств от этого заболевания), данная гипотеза была отвергнута.

Известно, что художник страдал проказой, а также депрессией, из-за которой были попытки самоубийства. По одной из версий, причиной смерти стала непреднамеренная передозировка наркотическими средствами. Всю жизнь художник провел в скитаниях и нищете. Его душевные терзания нашли отражение в работах.

Катаракта Клода Моне

Абстрактные и экспрессивные работы Клода Моне относятся к позднему периоду творчества. Изменения стиля его живописи обусловлено плохим зрением. После 60 у художника начала развиваться билатеральная катаракта. Со временем его зрение ухудшалось, из-за чего он использовал все более яркие краски. В 1913 г. художник отказался от операции, опасаясь полной потери зрения. Чтобы не путать цвета, ему пришлось промаркировать тюбики с краской. Однако в 1923 г. он согласился на операцию. После обретения нормального зрения, он увидел настоящие цвета своих картин, выполненных за последние 10 лет. Многие из этих работ были уничтожены самим мастером.

Метафизические галлюцинации Джорджо де Кирико

В 2003 году в научном журнале «Европейская неврология» были опубликованы предположения о причинах галлюцинаций Джорджо де Кирико, благодаря которым он создавал свои невероятные картины. По мнению специалистов, живописец страдал височной эпилепсией. Это поставило в тупик докторов, которые полагали, что причиной галлюцинаций была мигрень. Однако мигрень характеризуется кратковременным ухудшением или искажением зрения. В то время как височная эпилепсия вызывает сложные галлюцинации.

Системная склеродермия Пауля Клее

Последние пять лет жизни швейцарско-немецкого художника и графика Пауля Клее были очень продуктивными. Он создал около 2,5 тыс. работ – четверть всего своего творческого наследия. Однако на склоне лет художник страдал кожными заболеваниями. В то время точный диагноз не был известен. Через 40 лет после смерти художника Ганс Сутер воссоздал историю болезни, изучая неопубликованные письма и общаясь с вдовой и сыном Пауля.

По мнению Сутера, художник страдал системной склеродермией. Наряду с другими симптомами, у больных появляются патологические изменения суставов, утолщение кожи, нарушение кровообращения и онемение пальцев. Своеобразие стиля живописца вполне может быть связано с этим заболеванием.

Психическое расстройство Эдварда Мунка

Гениальность Мунка позволила ему перенести свои психические расстройства на холст. Иногда его одолевали страхи, подозрительность, он становился вспыльчивым. По мнению специалистов, художник страдал маниакально-депрессивным психозом. Во время обострения болезни была создана картина «Крик», написанная в нескольких версиях.

Душевные недуги Винсента Ван Гога

Необыкновенная живопись Ван Гога (одна из картин представлена на главном фото) отражает его душевные поиски и терзания. Сейчас специалисты затрудняются сказать, какими психическими заболеваниями страдал художник. При жизни живописцу был поставлен всего лишь один диагноз – эпилепсия. Но по документам и письмам современным ученым удалось определить и другие заболевания: биополярное расстройство и шизофрения. К тому же эпилепсия проявляется не только в виде судорог. Она вызывает расстройство сознания, галлюцинации, психозы, страхи, агрессивность. Тем не менее лучшие полотна созданы именно в этот «безумный» период творчества.

Заключение

Нелегкая жизнь, постоянные лишения и обостренное восприятие действительности были неотъемлемыми спутниками таланта многих мастеров. А грань между гениальностью и безумием зачастую бывает очень тонкой. Но зачастую именно эти отклонения помогали мастерам вырваться за пределы обыденности и создать нечто особенное и невероятное.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы относитесь к творчеству этих мастеров?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Отлично, мастер напишет необыкновенно, он отличает живо реальность от выдумки, сочетает, комбинирует, поэтому смотреть нравится картины, они впечатляют и удивляют.
Копировать ссылку
0
Ну С Мунком было очевидно по картинам, что он психически не здоров)) Крик - яркая картина, это отражающая
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.