Только в неловкой позе с тремя апельсинами подо лбом можно понять, каково это – быть музой Эрвина Вурма

Модель склоняется к столу и упирается лбом в три апельсина. Только так можно почувствовать себя частью одноминутной скульптуры Эрвина Вурма. Австрийский художник объединил скульптуру и перформанс и уже 22 года соединяет в своих работах людей и неживые объекты.

Люди – арт-объекты

«Идея в том, чтобы человек существовал в измерении искусства как арт-объект. Я придаю скульптуре преходящий фактор», - объясняет Вурм. На своих выставках он предлагает добровольцам взаимодействовать с привычными объектами: стулом, карандашом, фруктом – непривычными, порой парадоксальными способами. Их задача - просто стоять спокойно в течение минуты, чтобы Эрвин Вурм успел сделать фото. Название «Одноминутные скульптуры» не обозначает фактическое время. Фотографирование иногда занимает пятнадцать секунд. Одна минута – это символ недолговечности скульптуры, потому что она включает в себя живой арт-объект.

Фото – всего лишь застывшее отражение процесса. Художник считает самой важной частью скульптуры ощущение нереальности и парадоксальности происходящего. Одноминутные скульптуры абсурдны, но они позволяют исследовать границы человеческих ощущений.

По словам Вурма, неверно воспринимать эти скульптуры как спонтанные забавные позы. Напротив, скульптуры выражают человеческие общие понятия: нелепость, неуклюжесть, уязвимость. Они вызывают психологическую и физическую реакцию. Одноминутные скульптуры взывают к человеческому чувству прекрасного и в то же время заставляют ощутить, что чувствует тело в парадоксальной позе.

А смысл…

Свои выставки одноминутных скульптур художник размещает только в музеях и галереях, чтобы придать им большую значимость: люди серьезнее относятся к работам, которые находятся в соответствующем художественном окружении. Эрвин Вурм педантичен не только в отношении места для своих скульптур. Он часто создает наброски, прежде чем воплотить работу в жизнь, чтобы понимать идею более четко, а также уточнить детали: объем, форму, вес и взаимодействие между объектами скульптуры. Он также старается предугадать движения участников, чтобы знать, как это отразить на снимках.

Изначально проект «Одноминутная скульптура» задумывался как перформанс с участием живых людей. Но художник опасался, что это будет слишком утомительно, а с профессиональными моделями скульптуры потеряют шарм спонтанности. Поэтому он стал использовать «Полароид», чтобы запечатлеть удачные моменты. Оказалось, что это привносит нужную финальную ноту в созерцание скульптуры.

Недавно Вурм разрешил снимать свои скульптуры на мобильные устройства, правда, со строгими ограничениями. Взлет популярности «Инстаграма» заставил его пересмотреть концепцию своих выставок. Если раньше было легко отслеживать, как документируются показы, то сейчас каждая скульптура, попадая в «Инстаграм», обретает собственную жизнь.

Глазами художника

«Я бросаю вызов привычным скульптурам. Я показываю мир глазами скульптора. И одноминутные скульптуры для этого идеально подходят. Они ломают привычное восприятие застывшего искусства. К тому же, когда ты из наблюдателя превращаешься в участника, это все меняет. Это раздвигает границы», - говорит Эрвин Врум.

Австрийский художник не ставит перед собой задачу насмешить или шокировать кого-то. Если зрители и критики видят в его работах критику современного общества, это их дело. Вурм же хочет создать ощущения, особое состояние видения своих скульптур. Он сам признается, что одноминутные скульптуры – коммерческий проект, потому что он всегда хотел заниматься искусством, но при этом не работать где-нибудь в супермаркете, чтобы выжить. Поэтому художник создает целые серии своих скульптур, иногда со звездами для привлечения внимания. Но интерес к нему не угасает.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы считаете это искусством?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Странность и только.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.