Сидячий образ жизни — враг успеваемости в школе

Сидячий образ жизни у мальчиков младшего школьного возраста связан с низкой успеваемостью. К такому выводу пришла команда исследователей из Университета Восточной Финляндии и Университета Ювяскюля. Финские ученые выявили корреляцию между низкой физической активностью и трудностями в чтении в первые годы обучения в школе. Как известно, уверенное чтение является гарантией успеваемости по всем основным предметам. Рассмотрим, почему успеваемость детей страдает от сидячего образа жизни.

Параметры исследования

В течение некоторого времени специалисты наблюдали за 153 школьниками. Двигательная активность малышей оценивалась по шкале от умеренной до интенсивной. Затем принималось во внимание общее количество времени, проведенного в сидячем положении за день. Третьим параметром, который участвовал в наблюдении, являлась успеваемость.

Замеры физической активности и количества «сидячего» времени производились с помощью комбинированного датчика движения и сердечного ритма. Дополнительно с помощью стандартных тестов выявлялись способности в чтении и математике.Дети

Выводы

Исследователи обнаружили, что высокие уровни физической активности в сочетании с меньшим временем, отведенным на сидячий образ жизни, коррелировали с лучшей успеваемостью. Однако эти выводы были оправданы, если речь шла о мальчиках в младших классах. Иными словами, школьники, которые меньше сидят за компьютером и больше двигаются, повышают свои шансы на хорошие результаты в учебе. Итоги исследования лишний раз подтверждают важность физкультуры, а также занятий в спортивных секциях во внеурочное время. Но если учеба у мальчиков напрямую связана с физической активностью, то на успеваемость девочек сидячий образ жизни и отсутствие упражнений никак не повлияли.

Почему малоподвижные девочки не снижают успеваемости?

Дети в младшем школьном возрасте развиваются по-разному. И физически, и интеллектуально девочки превосходят своих сверстников. Мальчики наверстывают упущенные возможности в более позднем возрасте. Школьницы начальных классов отличаются усидчивостью и арифметическими способностями. И хоть незначительная тенденция к повышению успеваемости у наиболее активных девочек все же отмечалась, на общую картину это никак не повлияло. Как оказалось, более развитый интеллект школьниц 6—8 лет не так восприимчив к сидячему образу жизни.

Как активность лечит «гиперактивность»?

Большинство юных сорванцов в возрасте 6—8 лет (а то и старше) проявляют гиперактивность. Что будет, если ребенку не давать выплескивать накопившуюся лишнюю энергию? Без перемен и занятий физкультурой он не сможет оставаться сосредоточенным на выполнении классного задания. Энергия все равно найдет свой выход путем непослушания, агрессии и капризов. В наши дни врачи так любят списывать гиперактивность, коррелирующую с низкой успеваемостью, на СДВГ. Но еще каких-то два десятилетия назад никто из нас не слышал о подобном недуге. Теперь диагноз "синдром дефицита внимания и гиперактивности" — это распространенное явление, которое лечится с помощью медикаментов.Успеваемость

Одно явное противоречие

Как показывают результаты исследования финских специалистов, путь современных медиков, списывающих непонятные симптомы на СДВГ, является тупиковым. Транквилизаторы направлены на снижение двигательной активности. А проводя день за днем «прикованным» к стулу, ребенок не сможет повысить успеваемость. В этом случае существует только один выход: больше перемен, игровых пауз, прогулок, бега и занятий спортом.

Интенсивная физическая активность улучшает познавательный контроль

Исследование, проведенное сотрудниками Университета Калифорнии в 2015 году, показало, что интенсивная физическая активность улучшает познавательный контроль и способность сосредотачивать внимание у детей с диагнозом СДВГ в возрасте от 10 до 17 лет. Результаты этого исследования не должны вызывать удивление. На протяжении тысячелетий развития человечества умеренная или интенсивная физическая активность была ключом к выживанию. До промышленной революции, случившейся в XIX веке, дети не знали о том, что такое гиподинамия. Начиная с младшего возраста, малыши проявляли высокий уровень физической активности, который, впрочем, сохранялся на протяжении всей взрослой жизни.

Как борются с ситуацией чиновники?

В настоящее время большая часть профессий не требует от человека физических затрат. Школьники добираются на учебу на транспорте и все больше времени проводят за компьютером. Несколько лет назад министерство образования увеличило количество часов, отведенных на занятия физкультурой в школах, с двух до трех в неделю. Однако общественный совет при Минздраве не собирается останавливаться на достигнутом. В настоящее время на рассмотрении находится предложение об увеличении количества уроков физической культуры до шести часов. Если это решение будет принято, тогда наши школы пойдут по пути австралийских учебных заведений, в которых физкультура проводится ежедневно.Учеба

Что необходимо делать родителям?

Как вы понимаете, борьба с сидячим образом жизни у детей должна вестись по всем направлениям. Три лишних урока физкультуры в неделю не спасут ситуацию в целом. Родители должны вносить посильную лепту в общее дело оздоровления подрастающего поколения. Каждому из нас предстоит задуматься о разработке плана действий, направленных на увеличение активности детей. Это могут быть спортивные секции, прогулки со сверстниками, регулярные семейные спортивные состязания, туризм и прочее. Главное, чтобы ребенок встал со стула и направил свою энергию в нужное русло. Еще лучше, если малыш будет равняться на собственных родителей, не пропускающих занятия в тренажерном зале или практикующих регулярные пробежки в парке.

Почему мальчики больше нуждаются в спорте?

Результаты исследования, проведенного финскими учеными, подтверждают тенденцию, которая складывалась в нашем обществе с древних времен. Мужчины традиционно были более выносливыми, ловкими и физически развитыми. Древние люди большую часть времени проводили на охоте, затем, при возникновении первых государств, появилась необходимость в воинах-защитниках. До сих пор мальчики и девочки примеряют на себя различные роли. Но даже с учетом нынешних реалий физически развитые юноши ценятся в обществе больше.

Девочки склонны заниматься менее интенсивной деятельностью, они решают внутренние, семейные задачи. Ни у одного человека не возникнет желания оторвать юную барышню от шитья, рисования или приготовления салата и силой выгнать ее на улицу. Это вполне нормально, когда девочки неспешно прогуливаются, а мальчики лазают по деревьям и прыгают с крыш. Но помимо социального фактора существует фактор биологический. Биология «разрешила» женщинам быть слабыми и менее рискованными для того, чтобы суметь выносить здоровое потомство.

В зависимости от экономического статуса семьи

Любопытно, что дети из менее обеспеченных семей более физически активны. Они учатся в государственных структурах и часто добираются до школы пешком. Они не могут позволить себе выезды в развлекательные центры, а их любимый вид досуга — это подвижные игры во дворе со сверстниками. Также малообеспеченные семьи не могут позволить себе постоянный доступ к новым технологиям, а это значит, дети там не привыкли вести сидячий образ жизни. Как видим, иногда лишения могут обернуться во благо.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.