Почему одни дети учатся врать быстрее других?

Для обманщика ложь имеет очевидные издержки. Человек пытается сохранить правдоподобность вымышленного повествования, находясь в стрессовой ситуации. Страх быть пойманным является постоянным источником для беспокойства. Когда обман откроется, репутации лжеца может быть нанесен значительный ущерб. Ко всему прочему, страдают люди, которым лгали.

Дети

На тему лжи существует много научных исследований

Психологи долгое время старались понять мотивы, которые движут лжецами. Для этого им пришлось поработать с маленькими детьми, ведь этот навык приобретается в возрасте, когда малыш начинает осознавать себя. В некоторых экспериментах моделировались социальные ситуации, в которых обман рассматривается в контексте более вежливого общения. Например, когда экспериментатор предлагает юному участнику нежелательный подарок. Далеко не все дети отважатся сказать незнакомому человеку правду.

В одном из недавних наиболее показательных исследований ученые пытались понять, с чем связан пусковой механизм, который впервые приводит в движение ложную схему. Эксперты знали, что большинство детей начинают врать в возрасте трех с половиной лет. Вот почему выбор пал на представителей этой возрастной группы.

Врать

Ход эксперимента

Маленькие дети были приглашены в комнату с экспериментатором, для того чтобы поиграть в простую игру, победить в которой можно было только посредством обмана. Честность автоматически ставила участников в позицию проигравших. Суть теста проста: когда экспериментатор закрывает глаза, в одну из двух чашек ребенок помещает лакомство и закрывает обе емкости. Затем взрослый открывает глаза и спрашивает, где находится угощение. И тут перед малышом стоит непростой выбор: сказать правду или солгать. По условиям игры честный ответ лишает маленького участника права на вознаграждение. Чтобы малыш выиграл и забрал приз, емкость, открытая экспериментатором должна быть пустой. Но для этого крохе придется дать неправильную наводку.

Учатся

Каждый ребенок сыграл по 10 раундов

Каждый из маленьких участников сыграл в эту игру по 10 раундов в течение 10 дней подряд. Исследователи давали возможность детям осмыслить свою стратегию. Короткие сроки позволяли наблюдать за тем, как меняются предпочтения малышей. Как мы говорили, многие дети к своему трехлетию уже постигают первые азы обмана. В ходе эксперимента со спрятанным лакомством выяснилось, что изначально малыши не предпринимают никаких сознательных усилий для того, чтобы обмануть экспериментатора. Проигрывая, дети видят, что эта тактика не приносит им дивидендов. В итоге картина изменилась уже в ближайшие несколько сессий, когда большинство детей пытались победить. Любопытно, что как только ребенок понял, что стратегия обмана является выигрышной, до конца эксперимента он больше не менял ее.

Еще один этап развития личности

Оказалось, что не все дети одинаково быстро учатся обманывать. Некоторые поняли выгоду в первый же день, а некоторые неизменно проигрывали до конца эксперимента. Ученые обнаружили, что скорость, с которой дети научились обманывать, напрямую связана с определенными когнитивными навыками. Один из этих навыков в психологии именуется теорией разума (пониманием чужого сознания). Речь идет о способности понимать, что другим людям не обязательно знать о том, о чем знаете вы. Когда мы рассмотрим теорию разума в контексте маленьких детей, то увидим, что малыши намеренно передают ложную информацию, которая отличается от того, во что они сами верят.

Другой навык, способствующий порождению обмана, – это когнитивный контроль, который позволяет людям подстраивать мимику, язык тела и жесты под сказанные слова. Оказалось, что дети, которые быстрее всех поняли, что для победы необходимо обманывать, обладали самым высоким уровнем понимания чужого сознания и когнитивного контроля.

Дети

Обман как стратегия для личного обогащения

Результаты этого эксперимента показывают, что соревновательные игры помогают детям обрести сознание того, что обман может быть использован в качестве стратегии для личного обогащения. Те трехлетние дети, которые обладают базовыми когнитивными навыками, достаточно быстро это осознают. Это не означает, что отныне наиболее умные дети всегда будут пользоваться обманом в корыстных целях. Обнаружение этой возможности не является конечной точкой, а только вехой на длинном пути становления личности.

Вскоре после этого открытия дети узнают, что с помощью обмана можно причинить боль другому человеку, а также знакомятся с моралью поведения. Они узнают о последствиях лжи и о том, что с помощью определенных признаков другой человек может догадаться об обмане. Они учатся скрывать эти сигналы и путаются во всех этих хитросплетениях. Вот почему малыши случайно выдают правду, когда пытаются обмануть кого-то из взрослых. Им не хватает опыта для контроля слов, мимики и языка тела.

Врать

Со временем дети знакомятся с более тонкими манипуляциями

По мере взросления и развития дети знакомятся с более тонкими способами манипуляций. Например, они используют неприкрытую лесть для того, чтобы выслужиться перед кем-то из взрослых или ровесников. Некоторые дети, обладающие высокими когнитивными способностями, мастерски уводят разговор прочь от неудобной темы. Для того чтобы не быть наказанным за какой-то проступок, они предоставляют информацию выборочно, тем самым создавая о себе положительное впечатление. Освоив все эти навыки, дети приобретают определенную власть в отдельной социальной группе. Цели, которые преследуют малыши, ловко пользующиеся обманом, могут иметь далеко идущие последствия как для них самих, так и для других членов социума.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.