Почему нельзя помогать детям делать домашнее задание

Комментировать Редактировать статью

Учебный год в полном разгаре, и многие родители уже порядком от него устали. Все потому, что, помимо своей работы и домашних дел, большинство берет на себя ответственность и за домашнее задание своих детей. Можно ли, наконец, сделать помощь ребенку с уроками спокойным и продуктивным занятием, не портящим нервы? Оказывается, можно.

Перестаньте делать уроки за ребенка

Родители не должны брать на себя ответственность за учебу детей в школе. Куда лучше прививать ее самому ребенку, и гораздо проще это сделать в 7 лет, а не в 12. Родительская роль при этом должна сводиться исключительно к руководству и поддержке.

Если задача слишком сложная, вы можете помочь ребенку разобраться в ней, но не нужно решать все за него. То же и с другими делами: покажите ребенку, как правильно сложить рюкзак, куда класть спортивную форму и т.п. Не более того.

Если вы проверяете домашнюю работу и видите ошибку, попросите школьника самостоятельно ее исправить, но не давайте ему сразу же правильный ответ. Уже через некоторое время стратегия принесет свои плоды: проверка домашней работы будет занимать минимум времени и сил.

Научите ребенка учиться

Первые домашние задания могут запутать школьника: с чего вообще начинать? Поэтому ваша роль как родителей – научить своих детей правильно выполнять домашнюю работу. Объясните ребенку, почему необходимо выполнять задания в определенном порядке, расскажите им о последствиях и преимуществах конкретных решений. Можно даже записать где-нибудь последовательность необходимых шагов и разместить на видном месте.

После этого предоставьте школьнику самостоятельность. Направляйте его внимание и требуйте, чтобы упражнение было выполнено до конца. Научите ребенка пользоваться справочной литературой и энциклопедиями. Они помогают лучше, чем интернет, потому что в них можно легко найти необходимую информацию, не отвлекаясь при этом на ненужные вещи.

Правильно организуйте рабочее пространство

Место, где ребенок делает уроки, очень влияет на его производительность. Организуйте рабочую зону школьника так, чтобы у него было достаточно света, а все необходимые материалы были под рукой. Кроме того, уберите все ненужные предметы, чтобы они не отвлекали детей при работе.

Рассортируйте книги, тетради и другие принадлежности, поместив каждую на свое место. Это сократит время выполнения домашнего задания и повысит его продуктивность. Если в семье есть младшие братья и сестры, убедитесь также, что они не отвлекают ребенка во время работы.

Дайте понятие времени и сроков

Очень часто у детей нет понятия времени. Они попросту не знают, сколько времени прошло и сколько осталось. Обычный будильник или песочные часы помогут решить эту проблему. Для начала засеките вместе с ребенком, сколько времени требуется для выполнения какой-либо задачи. Например, для просмотра мультфильма, еды, уборки комнаты. После этого вы сможете легко объяснить ему, что выполнение домашней работы займет столько же времени, сколько, к примеру, прогулка с собакой.

Установите таймер перед тем, как сесть за уроки. Он «настроит» ребенка на рабочий режим и поможет не отвлекаться в процессе. Чем больше времени школьник проводит за своей домашней работой, тем ниже его продуктивность. Оптимальное время для этого в старшей школе составляет не более 2 часов, а в начальной – не более 30 минут. После этого времени детям становится очень трудно сконцентрироваться.

Научите школьника расставлять приоритеты

Попробуйте составить список приоритетов вместе с ребенком, чтобы облегчить ему процесс обучения и жизнь в целом. Например, для выполнения домашней работы важно оценить следующие вещи:

  • объем домашних заданий, насколько они понятны, а насколько – нет;
  • какие задачи потребуют больше времени, а какие меньше;
  • что ребенок может выполнить самостоятельно, а на что ему потребуется помощь.

Если вы научите своего школьника делать это, ему будет проще ориентироваться в заданиях, проще искать сведения в энциклопедии и расставлять приоритеты, выделяя, к примеру, задания, помощи с которыми можно попросить позже. Это также поможет детям во время тестов и экзаменов.

Мотивируйте своего ребенка

Хвалите его за приложенные усилия и хорошие оценки как можно чаще – не принимайте эти заслуги как должное. Для учащихся начальной школы можно составлять даже специальные мотивационные карточки. Запишите различные задания на листе бумаги (например, заправить кровать, сделать уроки, вынести мусор) и дни недели, соответствующие каждому из них. Напротив каждой выполненной задачи ставьте «плюсик». А в конце недели юный энтузиаст должен получить хорошую награду, например, поход в кинотеатр или на каток всей семьей.

Можно также использовать другой метод для мотивации. Скажите ребенку: «Как только ты сделаешь уроки, мы отправимся на прогулку (съедим по мороженому, посмотрим вместе фильм и т.д.)».

Кроме того, при каждом удобном случае показывайте детям, как можно применять полученные знания на практике. Например, когда вы делаете покупки, просите его подсчитать сумму чека.

Научите школьника правильно рассуждать и задавать вопросы

Все школьники могут говорить, но не все могут формулировать вопросы и выражать свои мысли. Некоторые стесняются, другие просто не знают, как это правильно делать. И ваша задача как родителя – научить ребенка разговаривать и обращаться к другим людям с просьбами.

Прежде всего, научите его говорить с учителем. Расскажите, что не следует бояться задавать вопросы и переспрашивать о чем-то столько раз, сколько нужно, чтобы понять тему и выполнить задание. При этом будьте терпеливы и помните: даже если ваш ребенок ходил в детский сад, ему может быть трудно привыкнуть к новой среде.

Помогите ребенку подружиться с одноклассниками

Отношения в коллективе очень важны для всех детей. От этих отношений зависят их уверенность в себе и успеваемость. В настоящее время дети часто посещают школы, которые расположены далеко от дома, и родители часто забирают их сразу после того, как закончились уроки. Это мешает одноклассникам сблизиться и стать хорошими друзьями.

Вот почему так важно помочь ребенку найти друзей в классе, предложив прогуляться вместе или пригласив одноклассников школьника к себе домой – поиграть или перекусить.

Помните, что оценки не определяют успех

Родители часто боятся за плохие оценки своих детей, и на самом деле это страх за их будущее. Сами по себе оценки же лишь показывают, насколько хорошо ребенок усвоил пройденный материал. Двойки и тройки вовсе не означают, что он глупый, ленивый, безответственный и не желающий учиться. Они говорят только о том, что по какой-то причине ваш ребенок не хочет учиться или просто не может, из-за слишком сложной для него школьной программы. Может быть, вы выбрали лучшую математическую школу в городе, и для него она просто не по силам?

Так что если ваш школьник далеко не круглый отличник, не расстраивайтесь. Помните, что из троечников гораздо чаще вырастают успешные бизнесмены. Все дело в том, что эти люди легче относятся к собственным ошибкам, потому что в детстве у них развился к ним «иммунитет».

Приоритетом должны быть ваши отношения

Не сосредотачивайте все свое внимание на академическом успехе вашего ребенка – это не единственное, и уж точно не самое важное в ваших отношениях. Будьте в курсе жизни малыша, его увлечений, чувств, наблюдений, желаний и друзей.

Не будьте тем родителем, который контролирует каждый шаг своего ребенка. Вместо этого станьте его искренним «поклонником». Обязательно спрашивайте о прошедшем дне в школе, выслушивайте и поддерживайте детей во всех ситуациях. Покажите им, что все происходящее в их жизни так же важно для вас, как и то, что происходит в вашей собственной. Кроме того, постарайтесь проводить больше времени вместе. Создавайте яркие и счастливые воспоминания – это в ваших силах!