Почему нельзя заставлять ребенка просить прощения

Никогда не заставляйте ребенка просить прощения.

Первая реакция на эту фразу — смешанное чувство недоумения и негодования: куда катится мир? Теперь и воспитывать детей нельзя?

Однако ознакомившись с доводами, которые предоставили исследователи из Мичиганского универстета, трудно с ними не согласиться. Извинения, приносимые по принуждению взрослых, дают целиком и полностью обратный эффект как на ребенка, которого вынудили, так и на того, кому они приносились.

Ребенок, которого заставляют просить прощения, не в состоянии понять свою ошибку, он просто твердит слово "Прости", чтобы избежать последствий или наказания. Короче говоря, он произносит это слово ради личной выгоды.

Тот ребенок, которому приносятся извинения, интуитивно догадывается, что это было без раскаяния и чувствует себя обиженным вдвойне.

Что же делать?

Вместо того, чтобы действовать по привычке и настаивать: "Немедленно извинись!", надо развивать в ребенке эмпатию и сознательность, искреннее и истинное чувство раскаяния за проступок. Но прежде всего ребенок должен научиться понимать чувства того, кто обижен.

Автор исследования, профессор универститета в Мичигане Крейг Смит, советует родителям, которые оказываются в неприятной ситуации, когда их ребенок обижает других, не настаивать на извинениях, а убедиться в том, что малыш осознал свою вину и что тот, кого он обидел, чувствует психологический дискомфорт.

Когда ребенок начнет просить прощения не потому, что его заставили, а потому, что он почувствовал, что это правильно — родители убедятся в том, что провели правильную работу.

Только настоящие искренние извинения дают нужный эффект. И дети прекрасно умеют их различать.

Эксперимент

Для того чтобы прийти к такому выводу, группе детей от 4 до 9 лет предложили следующие типы "извинений":

  • добровольные;
  • извинения, которые ребенок и так хотел принести, но ему это подсказали родители;
  • извинения, приносимые под давлением.

В ходе исследования было выяснено, что дети безошибочно отличали настоящие извинения (даже если они были подсказаны взрослыми), и чувствовали себя лучше и счастливее.

Дети, которые просили прощения искренне, действительно испытывали раскаяние.

Дети, просившие прощения по принуждению, не испытывали чувства вины, а боялись наказания. Дети-"жертвы" чувствовали себя еще хуже после принесения таких "извинений"

Ключевое чувство в данной ситуации — эмпатия.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.