Какие признаки могут указывать на рак легких?

При обоих типах рака легких (немелкоклеточном и мелкоклеточном) существуют свои собственные методы постановки диагноза. Большинство случаев рака легких представляют собой немелкоклеточный тип.

Рак легких немелкоклеточного типа

По данным Американского онкологического общества, немелкоклеточный рак легких (НМРЛ) составляет около 80% случаев этого заболевания.

Существует три основных подтипа НМРЛ:

• Аденокарцинома. На нее приходится 40% случаев рака легких. Обычно она локализуется во внешних частях легкого. Опухоль имеет тенденцию к росту медленнее, чем два других подтипа, поэтому существует более высокая вероятность ее обнаружения до распространения.
  • Плоскоклеточный рак. На него приходится около 25-30% случаев рака легких. Он вырастает из клеток, которые выстилают внутренности дыхательных путей легкого. Плоскоклеточная карцинома обычно находится в центре легкого.
  • Большая клеточная карцинома. На нее приходится 10-15% случаев рака легких. Она может быть диагностирована в любой части легкого и, как правило, растет быстрее, чем другие подтипы.

Рак легких

Классификация по системе TNM

НМРЛ чаще всего классифицируется по системе TNM:

• T — размер и расположение опухоли.
  • N — количество близлежащих лимфатических узлов, которые были вовлечены в патологический процесс.
  • М — метастазы, или как далеко распространился рак.

Используя комбинацию показателей T, N и M, врачи могут подразделить патологический процесс на четыре разных этапа:

• Этап 1 — опухоль находится в одном легком и не распространилась ни на какие лимфатические узлы или отдаленные органы.
  • Этап 2 — рак распространился на лимфатические узлы внутри легкого, но не распространился на какие-либо отдаленные органы.
  • Этап 3 — диагностируется, когда рак распространился на лимфатические узлы в центре грудной клетки, но не распространился на какие-либо отдаленные органы.
  • На стадии 3А рак не распространился на противоположную сторону тела.
  • На стадии 3Б он распространился на лимфатические узлы в противоположном легком и продвинулся выше к воротниковой области, горлу и шее.
  • Этап 4 диагностируется, когда рак распространился по всему организму.

Обычно за основу при определении перспектив развития заболевания берется процентный показатель численности людей, которые продолжают жить на протяжении 5 лет после постановки диагноза.

Данные представлены следующим образом:

• Этап 1: 60-80%.
  • Этап 2: 30-50%.
  • Операционный этап 3А: 10-15%.
  • Неоперабельный этап 3А: 2-5%.
  • Этап 3b: 3-7%.
  • Этап 4: 1%.

Классификация

Особенности мелкоклеточного рака

На мелкоклеточный рак легкого приходится около 15% всех случаев онкологии легких. Наиболее распространенная промежуточная система заболевания предполагает две категории:

• ограниченная стадия, когда рак локализуется на одной стороне грудной клетки;
  • обширная стадия, когда рак распространился на противоположную сторону тела.

Мелкоклеточная форма имеет тенденцию к быстрому росту и распространению, что затрудняет лечение. Общая 5-летняя выживаемость составляет около 5-10%. При этом более радужные перспективы существуют для ограниченной стадии, чем для обширного распространения патологии.

Симптомы и скрининг

К специалисту следует обращаться в том случае, если в мокроте при кашле содержится сукровица, а кашлю присущ затяжной характер.

Симптомы рака легких можно спутать с бронхитом или пневмонией. Это является одной из основных причин, по которой более 70% раковых заболеваний легких уже находятся на поздней стадии и остаются необнаруженными.

Однако чем раньше выявляется рак легкого, тем выше вероятность успешного лечения.

Когда следует обращаться к специалисту?

К врачу следует обращаться, если у человека отмечаются следующие признаки:

• постоянно кашляет и в мокроте отмечается примесь крови;
  • имеет хриплый голос;
  • жалуется на боль в груди, затрудненное дыхание или свистящее дыхание;
  • часто болеет респираторными инфекциями;
  • чувствует усталость или слабость;
  • потерял аппетит;
  • теряет вес.

Признаки

По мере прогрессирования рака легких могут возникнуть новые симптомы. Некоторые из них включают:

• головную боль, головокружение или судороги, вызванные распространением рака на нервную систему;
  • желтуху, вызванную распространением рака в печень;
  • уплотнения под кожей, появляющиеся из-за распространения рака на лимфатические узлы;
  • боль в пояснице, бедре или костях.

Даже без этих симптомов можно рекомендовать профилактический скрининг рака легких. Хотя для пациентов с низким уровнем риска не было выявлено никакой значительной пользы. Имеются убедительные доказательства того, что скрининг у тяжелых курильщиков может значительно снизить смертность.

Результаты исследования 2011 года, опубликованные в журнале New England Medicine, продемонстрировали, что показатель смертности у курильщиков снизился на 20%. Эти пациенты проходили ежегодные компьютерные томографии.

Диагностика

Если симптомы подозрительны, врач назначает простую рентгенографию грудной клетки. Если признаки опухоли будут обнаружены, то в этом случае показана компьютерная томография, МРТ или ПЭТ. Эти сканы дают более подробное изображение и могут выявить размер опухоли, ее форму и положение.

Следующим шагом будет выяснение, является ли опухоль злокачественной. Если получают положительный ответ, то определяется, какой тип рака легких она представляет. Клетки легких рассматриваются под микроскопом и проводятся некоторые генетические тесты.

Биопсию легочной ткани можно выполнить с помощью иглы или хирургического вмешательства. Также образцы клеток могут быть взяты из мокроты или жидкости, окружающей легкое.

На основе собранной информации может быть разработан план лечения. Терапия может включать различные методы, в зависимости от стадии и типа рака легкого, а также генетического материала опухоли.

Методы

Методы терапии

Традиционными формами лечения являются хирургическое вмешательство, облучение и химиотерапия:

• Хирургия. Такой метод применяется в том случае, если рак обнаружен на ранней стадии. Возможно удаление основной опухоли и других раковых клеток.
  • Радиация. Она повреждает ДНК раковых клеток до тех пор, пока они перестанут распространяться, начнут сокращаться или убивать опухоль.
  • Химиотерапия. Препараты, которые вводятся внутривенно, останавливают рост и распространение раковых клеток.

Однако лучевые и химиотерапевтические препараты не способны дифференцировать здоровые и поврежденные клетки. В результате, здоровые клетки при подобном воздействии также подвержены повреждению.

Помимо традиционных методов лечения, используются современные лекарственные препараты, которые способны атаковать раковые клетки. Такие средства становятся все более доступными. Обычно они обладают менее выраженным побочным эффектом и могут купировать процесс, с которым химиотерапия справиться не в состоянии.

• Целенаправленная терапия. Она нацелена на специфические белки, которые генерируют только раковые клетки. Эти белки являются следствием патологических изменений ДНК. Они могут быть идентифицированы посредством генетического тестирования опухолей.
  • Иммунотерапия. При ней определенные белки на поверхности иммунных клеток действуют как индикаторы. Здоровые клетки организма могут сигнализировать им, чтобы они не атаковали организм. Иммунотерапевтические препараты работают, удерживая эти белки во "включенном" состоянии. Таким образом, иммунная система направлена на атаку раковых клеток.

Если подобное лечение невозможно, то существуют программы терапии, которые помогают облегчить симптомы, снять болевые ощущения и обеспечить оптимальное качество жизни. Такая терапия называется паллиативной помощью.

Недавно на страницах журнала New York Times была опубликована статья д-ра Б. Дж. Миллера, бывшего исполнительного директора проекта Zen Hospice. Речь в ней шла о программе паллиативной помощи, направленной ​​на возврат пациента, страдающего онкологией легких, в русло нормальной жизни.

Статистика

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявляет, что рак легких является второй наиболее распространенной формой рака и основной причиной смерти от онкологии. Самым большим фактором риска развития заболевания является употребление табака.

Употребление табака

В Национальном институте здравоохранения в 2012 году было установлено, что в Соединенных Штатах Америки в период между 1975 и 2000 годами было предотвращено почти 800 000 случаев смерти от рака легких из-за уменьшения числа курильщиков.

Соответственно, лучший способ уменьшить риск развития патологии — это не курить или бросить вредную привычку.