Какие препараты помогут более эффективно лечить рак? Ученые тестируют мышечные релаксанты

Подписаться Редактировать статью

Препарат "Папаверин" был впервые ингибирован еще 150 лет назад. С тех пор его использовали как мышечный релаксант. Недавние исследования открыли новые возможности в лечении рака с помощью лучевой терапии.

Механизм действия

Ученым удалось установить, что "Папаверин" способен ингибировать дыхание митохондрий, которые потребляют кислород и обеспечивают энергию клеткам. Сами раковые опухоли он может сделать чувствительными к лучевому излучению. При этом он не повышает радиационное влияние терапии на нормальные здоровые ткани.

Модификация этого медицинского средства сможет обеспечить безопасность молекулы, что сделает "Папаверин" радиочувствительным препаратом нового класса с минимальным количеством побочных эффектов.

Шестьдесят лет ученые пытались решить проблему гипоксии при лучевой терапии. В клетках было недостаточно необходимого им кислорода. Для эффективного действия химиотерапии нужно было большое количество кислорода. И хоть ученые так и не придумали, как доставить необходимый кислород в клетки, они решили проблему другим путем.

То, чего не хватало

Именно недостаток кислорода в клетках опухоли и ограничивал действие лучевой терапии. Поэтому такое лечение было эффективным лишь на 50 %. Это было серьезной клинической проблемой, ведь слишком большое количество пациентов нуждается в подобном лечении.

Доза "Папаверина" перед лучевой терапией способна уменьшить митохондриальное дыхание, снять гипоксию и усилить чувствительность раковых клеток к радиационному облучению.

Радиация способна убивать раковые клетки, потому что она нарушает их ДНК, а также создает кислородные радикалы, повреждающие окружающие их молекулы. Из-за недостатка кислорода в районе опухолей некоторые клетки остаются невосприимчивыми к радиационному облучению. Поэтому со временем они продолжают расти, вызывая рецидив заболевания.

Ученые считают важным открытием действие мышечных релаксантов в таком лечении. Ведь теперь можно будет уничтожать все раковые клетки, не оставляя им возможности для дальнейшего прогрессирования.

Причина гипоксии

Сформированные раковые опухоли не имеют такого кровоснабжения, как здоровые органы. Кровеносные сосуды в них плохо доставляют кислород и другие питательные вещества. Но рак для своего развития требует большого количества кислорода. Он может забирать его у других органов и системы кровоснабжения всего организма.

Если кислорода будет достаточно, то опухоль будет прогрессировать с ужасающей скоростью. Именно поэтому многие специалисты рекомендуют не трогать такие опухоли, если уже невозможно их удалить. Пока доступ кислорода ограничен, рост опухоли будет замедлен. Бывали случаи, когда врачи разрезали опухоль и видели, что уже ничего нельзя сделать. Они зашивали рану, ничего не предпринимая. Но опухоль, получившая в это время большое количество кислорода, убивала людей в считаные дни.

Недостаток кислорода не дает опухоли развиваться быстрее, но в то же время он и защищает ее от воздействия лучевой терапии. Новое открытие поможет сделать раковые клетки беззащитными перед этим способом лечения онкологических заболеваний.

История