Яеи Кусама празднует 90 лет: непризнанный гений изобразительного искусства становится мировой сенсацией

Яеи Кусама родилась 22 марта 1929 года. И буквально день назад она отпразновала свое 90-летие. И японскому художнику действительно есть, что отпраздновать, ведь она самая известная художница из ныне живущих женщин в мире! Журнал Time включил в ее список «100 самых влиятельных людей», а полнометражный документальный фильм о ее жизни и творчестве был представлен на невероятном количестве фестивалей.

Прекрасная женщина

Билеты на недавнюю выставку в The Broad в Лос-Анджелесе, где были представлены две ее популярные Infinity Mirror Rooms, были распроданы в течение часа. Более 5 миллионов человек посетили ее шоу с 2014 года – и попав внутрь, они заполнили Instagram завораживающими изображениями ее искусства, которые кажутся сейчас более актуальными в культурном отношении, чем в любое другое время.

Ее популярность также привела к коммерческому успеху, и Кусама неизменно входит в число самых продаваемых имен на мировом арт-рынке. В прошлом году ее работа была продана более, чем за 108 миллионов долларов. Это больше, чем у любого другого художниками по сравнению с теми, кто внесен в базу данных рынка Artnet.

В 90 лет Кусама наслаждается своей известью. Но заработки легко никогда не давались никому.

Кризисы, страхи психического расстройства и неистовое стремление к совершенству сформировали ее долгую и яркую карьеру. Кусама, возможно, не претендовала на окончательную победу, но ее жизненная история была одним из первоклассных «аутсайдеров», которые одержали победу над неудачами и психическими заболеваниями.

Она среди миллионов

Яеи Кусама родилась в 1929 году в провинциальном городке-замке в префектуре Нагано, Япония. Она выросла на фоне обремененной империалистической кампании в стране и мрачной Второй мировой войны, во время которой она была вынуждена работать на военной фабрике по производству парашютов. Даже в мирное время консервативные силы в японском обществе могли угрожать ей, особенно в сфере искусства и гендерных ролей в нем.

В детстве у Яеи была редкая форма психоза, вызывающая галлюцинации, которые сформировали позднее все ее искусство. Образцы вокруг нее ожили, бесконечно размножаясь и угрожая погрузить ее в страхи погружения в бесконечность и небытие.

Она начала рисовать со свирепой скоростью и большой концентрацией, как будто искусство и придание формы были вопросом жизни и смерти. Вопреки желаниям своих родителей, а также избегая их жестокого обращения, она посещала художественную школу и позднее стала привлекать внимание ключевых и известных критиков. Молодая художница бросила им вызов в 1958 году, когда переехала в Нью-Йорк.

Настоящий феминизм

Неустрашимая, она приняла американский, доминируемый мужчинами мир абстрактного экспрессионизма, подрывая его жестикулирующее и красочное чванство серией крупномасштабных картин, составленных из кропотливо нанесенных, крошечных импастных красочных дуг. Она назвала их «Сетями Бесконечности», ссылаясь на свое видение разрастающихся точек, которые растворяли бы ее на их пути.

В течение года после ее прибытия, в студии Гринвич-Виллидж, заполненной мерцающими белоснежными полотнами, Кусама провела свое первое сольное шоу в Нью-Йорке. Во влиятельном обзоре современник Дональд Джадд описал ее как «оригинального художника». Он также купил одну из ее работ для себя.

Помимо того, что она была "цветной" женщиной-иностранкой из закаленной азиатской власти, психологическое содержание ее работ отличало Яеи от западного веяния. Там зарождались первые картины авангарда 1960-х годов.

Внезапно в Америке стал развиваться Уотергейтский скандал, а в мире искусства стали ценить больше концептуализм. Кусама была вынуждена вернуться на родину в Японию в 1973 году. Все творческое окружение постепенно отказалось от женщины. Это продолжалось вплоть до 1989 года.

Развивающееся наследие

Александра Манро – старший куратор азиатского искусства Samsung в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1989 году она организовала первую ретроспективу Яеи Кусамы в США. Александра призналась: «Мне было за двадцать, когда я впервые встретила Яеи в Токио. Мы сразу же объединились, и она согласилась поработать со мной на выставке - ее первой в истории ретроспективе и первом нью-йоркском шоу после исчезновения в безвестности в Японии.

Мы потратили год на сортировку коробок, чемоданов и сундуков с архивными материалами, которые она хранила все эти годы за границей - насыпями для прессы, тысячами фотографий, приглашениями и постерами на все шоу, частью которых она была.

Когда я провозила некоторые из этих материалов обратно в США для исследования, обычаи пытались помешать мне на том основании, что я приношу порнографию в страну. "Но это история искусства!" Я протестовала».

Все-таки победила

Четыре года спустя Кусама была выбрана для представления своей страны на Венецианской биеннале. Она больше не была ведущей на самом престижном международном событии в мире искусства. Теперь Яеи сама творила это искусство для зрителей.

Она превратила павильон Японии в зеркальную среду в горошек, отражающую бесконечно расширяющиеся изображения скульптур из желтой тыквы. Яеи укрепила свою репутацию как художника огромного исторического значения и современной актуальности. Было ясно, что Кусама все-таки победила.

История японской художницы находит отклик у молодежи всего мира. Она жертва жестокого обращения с женщинами, которая никогда не выходила замуж и вышла победителем, несмотря на неизлечимое психическое заболевание. Она добровольно жила в психиатрической больнице с конца 1970-х годов. Патриархат, сексизм, фашизм, расизм – Кусама смогла их побороть.

Пульсирующая вечность

И, несмотря на все ее невзгоды, искусство чрезвычайно великодушно - даже трансцендентно - преломляет наше крошечное «я» сквозь пульсирующую вечность.

Кусама наблюдает рекордную посещаемость своих музейных выставок и следит за каждым на аукционе. Несмотря на возраст и известность, японская художница до сих пор осуждается и критикуется. Кусаму не взлюбили за то, что она «жаждет гласности», по мнению журналистов.

Но на самом деле ее амбиции всегда были связаны с ее очень реальным и интенсивным стремлением быть и чувствовать себя живой и достойной. Создание искусства и бытие Кусамы - неотделимые вещи.

В каталоге ее шоу 1989 года Александра Манро цитировала Сьюзен Зонтаг: «Хорошо известно, что когда люди рискуют проникнуть в далекое сознание, они делают это под угрозой своего здравомыслия, то есть их человечности».

Яеи Кусама рискнула. Ее риски сегодня показывают невероятные проекты, которые ценятся все больше с каждым годом!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы видели творчество Яеи Кусамы ранее? Нравится ли оно вам?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Никогда раньше о ней не слышала и не видела ничего из ее работ. интересно
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.