Иная жизнь: что произошло, если бы Марк Цукерберг не бросил Гарвард

В этом месяце основатель Facebook Марк Цукерберг объявил еще одно новое направление для своей знаменитой компании. Теперь, по его словам, платформа, когда-то ответственная за фиаско на выборах в Cambridge Analytica и бесчисленное множество вторжений в личную информацию пользователей его соцсети, останется в прошлом. Система будет подвергнута контролю конфиденциальности и шифрованию. Возможно, после всех оплошностей и упреков Цукерберг, наконец-то, научится избегать подобных ошибок.

Но пока общественность наблюдает, как Марк Цукерберг пробирается извилистым путем от одной катастрофе к другой, нельзя не размышлять над одним из способов, которым он мог бы пощадить себя - и остальных представителей человечества. Что если бы он просто остался в колледже?

Бросил учебу

В конце второго курса Марк Цукерберг бросил учебу в Гарварде в 2006 году, чтобы продолжить разработку Facebook. Платформа социальных сетей уже была 10-м по посещаемости сайтом в Интернете, поэтому парень решил пойти по стопам бросившего Гарвард Билла Гейтса. Он стал стремиться к получению венчурных капиталистов "Силиконовой долины", предпочтя их карьере кембриджского ученого.

В конце концов, Гарвард уже выполнил свою функцию в судьбе молодого человека. Цукерберг приобрел достаточное количество навыков программирования и знаний в области компьютерных технологий, чтобы создать свой минимально жизнеспособный продукт. И, что особенно важно, он использовал элитное студенческое население Гарварда, чтобы найти партнеров и идеи, которые ему нужны для запуска и работы компании.

Что, возможно, потерял мир

Но, отказавшись от обучения в университете, Цукерберг, возможно, лишил себя - и весь мир – привнести какую-то иную пользу в историческом, культурном, экономическом и политическом контексте в ходе своей работы. И мы все сейчас расплачиваемся за его поспешное решение?

Что было бы, если Марк Цукерберг решил остаться в университете? Просматривая программы курсов Гарварда за 2005 и 2006 годы, можно найти множество направлений, от социологии и психологии до философии и литературы. Они могли бы бросить вызов предположениям, лежащим в основе догмы "Силиконовой долины", и могли бы дать Цукербергу понимание, необходимое ему для построения своей платформы.

Какие курсы не посетил Цукерберг?

Например, в течение четырех семестров в качестве ученика Цукерберг мог бы воспользоваться услугами профессоров Гарварда, в том числе, Грега Манчива, бывшего председателя президентского Совета экономических советников. Если бы Марк взял курс «Принципов экономики» Манчива, он, возможно, осознал, что под управлением каждого инженера-единорога "Силиконовой долины" работает экономическая операционная система, основанная на росте - та, которая в конечном итоге требует превращения пользователей в продукты или, что еще хуже, в данные для алгоритмов. Возможно, он понимал бы, что получение максимальной отдачи от инвестиций по самой высокой оценке только поставит его компанию в зависимость от ее акционеров и заставит его расти, используя любые доступные средства для этого.

Или что, если бы он решил учиться у литературного критика суперзвезды Хелен Вендлер, чей курс бакалавра «Литература и искусство» предлагает «изучение поэзии как истории и науки о чувствах»? Возможно, позже Цукерберг смог предсказать предвзятость своей платформы и ее эмоциональную нечувствительность, или он мог бы сократить использование сообщений в качестве когнитивного оружия?

Возможно, он был бы еще лучше осведомлен о подобных последствиях, если бы весной прошел курс Стивена Пинкера «Человеческий разум», который охватывал психоанализ, поведенческий подход, когнитивную неврологию и эволюционную психологию. Представьте себе, рассматривал ли Цукерберг человеческое сознание в академическом или этическом контексте, прежде чем приступить к привлечению коллективной психики к своим алгоритмам подачи новостей?

Он мог бы также узнать о демографических изменениях и социальном расслоении - истинном импульсе для национализма - пройдя курс истории Найла Фергюсона. Он мог бы пройти курс «Гарлемский ренессанс» с Генри Луи Гейтсом-младшим и узнать, как соседство реальных людей, взаимодействующих в реальном пространстве, отличается от онлайновой, связанной с данными аффинной группы. Или что, если бы он решил учиться у лауреата Пулитцеровской премии историка Лорел Тэтчер Ульрих, чьи курсы имели целью «показать взаимосвязь между общественными мероприятиями и личным опытом»? Возможно, изучение тонкого взаимодействия между внутренним и публичным миром людей заставило бы Цукерберга дважды подумать о том, чтобы предложить уму своих пользователей самую высокую политическую цену.

Большая ошибка Цукерберга

Да, Цукерберг извинился за то, что помог уничтожить хваленую американскую демократию. «Мы не имели достаточно широкого представления о нашей ответственности, и это было большой ошибкой», - сказал он Конгрессу. Но что, если он решил изучить элементы прикладной демократии, прежде чем уничтожить ее в своей соцсети от нашего имени? Facebook было бы не лишним получить хорошие уроки по истории, экономике, социологии, психологии, управлению и этике.

Что произошло, когда создатель "Фейсбука" бросил университет

Когда Марк решил бросить университет, ему едва исполнилось 20 лет. Его собственный мозг еще не был полностью сформирован. Миелиновые оболочки не полностью развились вокруг клеток его неокортекса, предлагая своего рода импульсный контроль и исполнительное функционирование, необходимые для принятия решений такого масштаба. Вместо того чтобы продолжать развивать свой ум с педагогами, глубоко преданными этой цели, он передал их полномочия таким основателям Napster, как Шон Паркер и миллиардер мегаданных Питер «Палантир» Тиль. С такими наставниками неудивительно, что Цукерберг превратил Facebook в детскую эмблему для экономики наблюдения.

Как будто для того, чтобы создать больше таких интеллектуально-эмоциональных основателей, Тиль платит будущему Цукербергу больше, чтобы он бросил университет, предоставив стипендию, которая «составляет 100 000 долларов молодым людям, которые хотят строить что-то новое вместо того, чтобы сидеть в классе». Зачем учиться, если вы можете действовать сейчас?

Сущность образования

Однако это имеет смысл только тогда, когда мы думаем об образовании в его наиболее утилитарном контексте - как будто цель школы - стать более продуктивным работником, устроиться на хорошую работу или предложить свои услуги для стартапа миллиардера. С каких это пор мы понимаем университет как подготовку к работе? Во всяком случае, это означало бы компенсацию затрат на обучение в течение трудовой жизни.

Однако сегодня заинтересованные директора и президенты университетов регулярно встречаются с корпоративными руководителями, чтобы выяснить, какие навыки им понадобятся от работника завтрашнего дня. Обучение становится, в лучшем случае, выгодным способом для корпораций перенести затраты на профессиональную подготовку в государственный сектор и, в худшем случае, формой социального контроля.

Цукерберг получил задачу запрограммировать социум. И он согласился с этим, понимая своих пользователей исключительно с точки зрения нашей полезности. Мы не люди с существенным достоинством, но данные, которые нужно добывать, инвентарь, который нужно пометить, и задействовать для этого нашу нервную систему.

Настоящее образование подрывает эту динамику. Университет – это средство продвижения не социального контроля или даже продуктивности, а более высокой ценности самого обучения. Оно менее ценно для передаваемой информации или навыков, чем мимесис - живое отражение и моделирование - с помощью которого ученики учатся критически мыслить, развивать взаимопонимание и устанавливать солидарность. Высшее образование направлено ​не на нашу утилитарную ценность, а на наше неотъемлемое достоинство. Печально, что многие из нас думают о Гарвардском образовании, скорее, как о профессиональной квалификации, чем как о вершине гуманизма.

Если бы Марк Цукерберг ценил свое собственное человеческое развитие больше, чем его сотрудничество с "Силиконовой долиной" и ее инвесторами, он, возможно, не так легко погрузился бы в этот этический кошмар, который сегодня представляет собой Facebook.

По общему признанию, если бы Цукерберг закончил свое обучение, "Фейсбук", возможно, появился бы два года спустя. Но эти два года могли иметь колоссальное значение.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, каким бы был "Фейсбук", если бы Марк Цукерберг все же получил обучение в Гарварде?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.