Марис Лиепа: "Ранен предательством близких". Непростая творческая и личная жизнь легендарного советского танцовщика

30 лет назад 26 марта не стало талантливого артиста балета Мариса Лиепы. Его жизнь пронеслась кометой по небосклону искусства. Он умер рано, всего в 52 года, не выдержав жизненных перипетий, но навсегда оставшись любимцем Терпсихоры.

Танцующее детство

Эдуард Лиепа пел в в рижском театре оперы и балета. И вдруг - горе: он теряет голос! Но руки-то на месте, а семью надо кормить. Эдуард становится работником сцены. На нее выходит с хором мальчиков его сын, родившийся 27 июля 1936 года.

Ребенок, названный Марисом, в театре как рыба в воде. Но мать Лилия видит его будущее в медицине. Однако, сын начинает заниматься балетом. Не из собственной склонности, а потому что это "прописал" ему для укрепления здоровья (мальчик был худоват) друг семьи танцовщик Болеслав Милевич.

Марис скучает у станка, мечтая о велогонках и лыжах, футболе и плавании. Он начинает прогуливать занятия, но мать-поклонница балета смогла уговорить его остаться в танце.

Сам Марис не считает его целью свой жизни.

Приходит азарт

Однако, его замечает как подающего надежды в характерном танце учитель Валентин Блинов. Марис танцует сегидилью, испанский танец, половецкие пляски и краковяк в разных постановках и даже целых 4 партии в "Ромео и Джульетте".

Приходит азарт, мальчик Лиепа буквально "лепит" себя, изнуряя тренировками. Он знает несовершенство своего тела и дает ему все большие нагрузки. В школу специально набивает очень тяжелый портфель и бегом старается обогнать троллейбусы.

Вперед, в Москву!

И вот Всесоюзный смотр училищ хореографии в столице СССР. Па-де-труа (с Крауле и Ждановой) из балета "Щелкунчик" и "Мазурка", что поставил для Мариса Блинов. Результат - первое место, триумфальное возвращение в Ригу и - явление мечты.

Страсть по-настоящему овладела юношей, когда он проникся духом Большого театра. Марис вдруг почувствовал себя сопричастным к таким звездам, как Уланова, Семенова, Мессерер; оценил эталоны московского балета и получил сильнейший импульс совершенствоваться.

Судьба подарила шанс в виде отпуска преподавателя столичного хореографического Николая Тарасова, отдыхающего летом в Риге. Учитель отмечает начинающего артиста балета и зовет его в Москву. Стипендии училище не дает, поэтому родители вынуждены продать дачу на Рижском взморье.

Два года в блестящем водовороте театров, музеев, концертов и встреч с интереснейшими людьми. но между тем ни единого пропуска занятий. И вот Марис Лиепа - отличник, выпускник, надежда советского балета и... тот, кто вынужден вернуться в провинцию. Советская система укрепляла кадры на местах, возвращая талантов из союзных республик в родные пенаты.

Всесоюзный джентльмен

Первое разочарование от разлуки с главным культурным центром было недолгим. Буквально через несколько месяцев - Латышская декада искусства в Москве вернула Лиепу обратно. Прямо под темпераментные очи Майи Плисецкой.

Чтобы вместе ехать на гастроли в Будапешт, он репетирует с растянутой ногой. Из-за того, что Мариса не выпускаю за границу, они с Майей спешно расписываются. Этот брак был недолгим: разница в возрасте и характерах мешала семейной жизни. Они никогда в последствии не упоминали об этой истории и не комментировали ее, предоставляя интересующихся разобраться во всем после их смерти. Но как профессионалы безмерно уважали друг друга.

В мире балета его считали провинциальным выскочкой, передразнивали акцент, завидовали. И было чему.

Лиепа покорял знанием языков, очаровывал галантностью и поражал изысканными манерами. Носил шубу до пят и шапку из соболя, как Шаляпин. Пальцы украшал бриллиантовыми перстнями, знаменитые голубые костюмы заказывал у Пьера Кордена, через плечо перебрасывал дорогую кожаную сумку. Одним словом, выглядел роскошно по тем-то временам!

Записная книжка Мариса разбухала от списка праздничных дат у жен культурных деятелей, чиновников всех рангов, послов. Каждой - цветы ко дню рождения и контрамарка на свое выступления. В ответ - бурные овации.

Разумеется, аплодисменты артист срывал не столько своим джентльменством, сколько потрясающим танцем. Но все это будет позже.

Взлет карьеры и личная жизнь

Пока же Лиепа лечит ногу на курорте, путевка заканчивается, и танцору приходится подрабатывать на заготовке дров, чтобы остаться в Сочи. Сюда приезжает на гастроли Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Его берут на работу, он становится звездой. Билеты покупают специально "на Лиепу", караулят автографы у черного хода.

А в 1960-м сбывается мечта. Балетмейстер ГАБТ Леонид Лавровский после совместных гастролей в Польше приглашает Мариса танцевать в легендарной труппе. Лавровский поставил для нового члена труппы одноактный балет. Музыку к «Ночному городу» написал Бела Барток.

Со второй женой он знакомится на съемках фильма. За рубежом пару называют "Мерлин Монро и ее танцовщик". Актриса Жегунова Маргарита рожает двоих детей, параллельно несколько лет длится роман балерона с Галиной Брежневой. Но генсек не одобрял этой связи, и Марис не хотел бросать детей.

Затем развод и брак с коллегой Семизоровой. Но и с Ниной Лиепа расстается.

Впоследствии Лиепа гражданским браком живет с художницей по костюмам Евгенией Шульц, с которой дружил много лет. У них есть дочь Мария.

Награда вождя пролетариата за роль римского патриция

С приходом в Большой Юрия Григоровича открылась новая страница карьеры Мариса Лиепы. Его роли:

  • Ферхад («Легенда о любви», муз.: Ариф Меликов).
  • Зигфрид ("Лебединое озеро").
  • "Видение Розы" (Липа - постановщик, восстановил балет Михаила Фокина).

И наконец, - патриций Красс в "Спартаке". Сам автор музыки Арам Хачатурян стоя рукоплескал танцовщику, как и все восторженные зрители. В роли Красса Марис превзошел самого себя, он очень тщательно работал над тем, чтобы слать красивую музыку поистине зримой. Это было любимое воплощение Лиепы как танцовщика и как актера, его визитная карточка.

1970-й год принес за нее творцу Ленинскую премию за достижения в искусстве (наивысшая награда в государстве).

100 рублей "за Лиепу"

Неожиданно Григорович сделался холоден к триумфатору. Лиепа не утвержден на роль Курбского ("Иван Грозный"), не приглашен на парижские гастроли.

1979-й год. Выходит статья Мариса в "Правде" с критикой новой хореаграфии Григоровича и методов его управления труппой.

Следующие пара лет - ни единого допуска на сцену Большого. Лишь 28 мая 1972-го легендарный Красс снова танцует в "Спартаке". Это выступление общепризнанно "великолепным профессионально". Билеты продавали из-под полы за 100 рублей, что было гигантской суммой для советского зрителя. Зал рукоплескал 30 минут.

Уход большого артиста из Большого театра и из жизни

Лиепа готов был жить без денег и друзей, но буквально задыхался без привычной работы. Всего 4 роли за полтора десятка лет. Он искал выход в киноролях (в "Галатее", "Могиле льва", "Четвертом"), творческих вечерах, педагогической работе.

В театре на него стало оказываться давление, когда туда пришли работать его дети Андрис и Илзе. Особенно дочери никак не давали реализоваться в танце и чинили всяческие препоны до тех пор, пока Лиепа не уволился, поставленный перед выбором: или Илзе, или он.

В конце жизни этот привыкший к роскоши и поклонению артист оказался стеснен в средствах. Он был абсолютно не востребован. Многолетние поиски достойной работы запутанность в личной жизни подтачивали его.

Не получилось работать и за границей, а в своей стране он долгое время буквально не имел собственного угла (квартиры остались женам и детям). Стал злоупотреблять алкоголем, это вкупе с сильными переживаниями окончательно его подточило.

В конце концов Марис Лиепа умер от инфаркта в возрасте 52-х лет. И до последнего было не известно, разрешат ли поклонникам проститься с ним в Большом театре, выставят ли там его гроб. В итоге это все-таки произошло. Последней остановкой на этой земле стало для артиста самое любимое и значимое для него место.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Были ли вы когда-нибудь на балете? Ваши впечатления?
Комментариев 4
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
Как-то я не очень принимаю балет. Все, что я видела, было скучно и затянуто. Может, не то видела)
Копировать ссылку
Был в балете. Мужики девок лапають. Девки все, как на подбор, в белых тапочках. Вот пишу, а слёзы душут и капают. Не давай себя хватать, моя лапочка! (Высоцкий) 😃
Копировать ссылку
1
Ну а кто из художников может похвалиться спокойной и сытой жизнью? Не знаю таких...
Копировать ссылку
Да, спокой не стимулирует к творчеству. Надо так чтоб в клочья, тогда на тебя пойдут
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.