Городские мифы об образовании: стоит ли в них верить?

Когда ученики Великобритании возвращаются после каникул в школу, родителей очень беспокоит мысль, что учителя начнут новую четверть с использованием в обучении педагогических методов, которые, как показали последние исследования, не работают.

мифы образование школа

Один, например, из основных «мифов преподавания» - это вера в существование нескольких стилей запоминания информации, таких как визуальный, кинестетический или аудиальный, и что к каждому школьнику нужен индивидуальный подход в процессе обучения. Считается, что в зависимости от того, какой тип восприятия у каждого конкретного ученика, кто-то лучше воспринимает материал, преподнесенный в письменном виде, кто-то – на слух, а кто-то может выучить тему только после того, как применит на практике полученные знания.

мифы образование школа

Индивидуальные стили обучения стали использоваться во многих школах учителями самых разнообразных дисциплин, несмотря на то что их эффективность на тот момент еще не была доказана. Распространенность такого метода преподавания в программах обучения педагогов еще раз подтверждает тот факт, что система глубоко укоренилась, не имея научного подтверждения. Получив соответствующую информацию, учителя по различным предметам применяют ее на практике во многих школах.

мифы образование школа

Давайте разберемся, почему же эти методы все еще используются педагогами.

Кот в мешке

Простейший запрос в поисковике "Гугл" "стили преподавания" выдает около 5,9 млн ссылок. Многие из представленных веб-сайтов посвящены аналогичным методам или вариациям на эту тему. И каждый из них "кричит" об эффективности такого преподавания, но лишь немногие пытаются подтвердить свои мифы соответствующими весомыми аргументами.

мифы образование школа

В поисках эффективного решения

Исследования в области психологии и медицины показали всю бесполезность индивидуального подхода в обучении. Систематический и критический обзор каталогизировал 71 модель преподавания, 13 из которых были обозначены как «основные». Но, к сожалению, достаточным оказался тот факт, что в 2007 году профессоры Майрон Дембо и Кейт Хорвард пришли к решению о необходимости использовать индивидуальные подходы к ученикам в процессе обучения.

Внедрение в школах индивидуальных стилей обучения не принесло никаких видимых результатов. Не была также доказана эффективность применения этих методов или других, похожих на них.

мифы образование школа

Распространение мифов о стилях преподавания

Исследования, проводившиеся в конце 1980-х – начале 1990-х годов, показали, что самые большие сложности, которые приносит детям школа, заключаются в том, что все мы используем только 10% мозга, при этом у некоторых лучше развито левое полушарие, а у других – правое. И именно эти различия в детях вызывают трудности в построении учебного процесса.

мифы образование школа

Тогда во всем обвинили систему, по которой обучают педагогов в институтах и университетах, на преподавательских курсах и тренингах. Даже в Министерстве образования заявили, что преподавателей пичкают абсолютно бесполезной, не способной помочь им в работе, информацией.

мифы образование школа

Но, что удивительно, последние опросы показали, что методы, о которых учителя узнали из университетов, далеко не все применяют на практике (всего 53%), многие также используют информацию, полученную от более опытных коллег (41%), с тренингов (30%).

Полезно ли существование мифов в подходах к преподаванию?

На самом деле в каждом мифе имеется какая-то доля правды. Просто не нужно на 100% доверять каждому из них, воспринимая такие методы как истину в последней инстанции. Конечно, гораздо лучше все же использовать эти знания в работе, комбинируя несколько методов преподавания, но лишь для того, чтобы ученикам не было скучно в процессе обучения, а не потому, что кто-то сказал, что это помогает лучшему усваиванию информации.

мифы образование школа

Разнообразие в методах представления материала не принесет вреда. Дети с радостью воспримут и поддержат проявленную вами инициативу, потому что процесс обучения станет увлекательным и необычным. Но не стоит воспринимать такую реакцию как доказательство того, что такая форма преподавания все же является рабочей. Помните, что в этой ситуации положительный эффект может быть достигнут, но если это произойдет, то лишь благодаря тому, что все учащиеся будут заинтересованы и полностью вовлечены в процесс, а не потому, что они лучше понимают информацию, преподнесенную различными способами.

Ключом является образование

Конечно, мы уверены, что стоит показывать и объяснять учителям, что система, в которую они так долго верили, не работает. Вот только это не так просто, как кажется, на самом деле. Психолог Норберт Шварц говорит о том, что часто, когда мы пытаемся доказать кому-то ошибочность его суждений, это может лишь укрепить веру оппонента в собственную правоту. И переубедить в будущем таких людей становится невозможным.

Решение проблемы

Было решено, что постепенный переход к ограничению или полному отказу от подготовки преподавателей в университетах и введение обучающих курсов при школах может сломать эту укоренившуюся систему. Приходящие на такие тренинги потенциальные учителя не будут знать этих устаревших методов, и так со временем в школах Англии планируют избавиться от этого стереотипа.

мифы образование школа

Молодым педагогам предстоит внедрить новую практику и перейти от неработающих методик к более эффективным. Помимо того, согласитесь, обучение конкретным навыкам, требуемым именно в этой школе, - это куда более грамотный подход к профессиональной подготовке. Тут есть возможность перейти от теории к практике на месте, что, несомненно очень удобно не только для учреждений, но и для потенциальных сотрудников.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.