Как учить современное "цифровое" поколение детей. Запрещать или подстраиваться?

Сегодня школьники растут в принципиально новое время. Вокруг них множество гаджетов, которые существенно облегчают возможность получения образования. При этом кардинальным образом меняется само восприятие информации. Какую же стратегию выбрать сегодняшним учителям и родителям, рассмотрим в этой статье.

Развитие внимательности

У сегодняшних подростков есть проблема. Они настолько привыкли к подсказкам, которые получают от своих смартфонов, что не могут сосредоточиться в классе.

Поколения Z (в возрасте от 10 до 24 лет) и Альфа (в возрасте от 0 до 9 лет) родились в мире, где алгоритмы заставляют их нажимать клавиши, анализируя огромное количество информации в быстром темпе.

Поэтому не все учителя понимают, как адаптировать традиционную учебную программу к школьникам, воспитанным на технологиях?

Развитие мозга - сложная тема, но за последние несколько лет исследователи во всем мире выразили озабоченность по поводу влияния смартфонов и мультизадачности на концентрацию внимания.

"Существует все больше доказательств того, что технологии, социальные сети, прямой доступ к Интернету и смартфоны наносят ущерб способности детей сосредоточиться, - говорит доктор Джим Тейлор, автор исследования о влиянии технологий на процесс образования. - Мы коренным образом меняем способ мышления детей, то, как развивается их мозг".

Учителя тоже обратили на это внимание. Технологические эффекты наиболее очевидны при выполнении традиционных школьных заданий. Особенно при чтении, когда дети переходят с текстовых цифровых носителей на приложения, с большим количеством изображений. Например, Instagram.

"Сейчас студентам кажется особенно утомительным читать сложный или длинный текст без регулярных перерывов, - говорит учительница шестого класса начальной школы им. Германа Леймбаха в Сакраменто (Калифорния) недалеко от Силиконовой долины, Эрика Свифт. - Вы видите отсутствие у них выносливости, когда они просят перерывы, вместо того, чтобы работать, некоторые просто отказываются от сложных и объемных заданий, когда нужно много читать".

Тейлор объясняет, что внимание ценно не только само по себе. Это функция, влияющая на процесс обучения.

"Без возможности уделять внимание чему-либо дети не смогут обрабатывать информацию. Они не смогут интерпретировать, анализировать, синтезировать, критиковать и принимать какое-то решение по поводу полученных данных", - подчеркивает он.

Класс будущего

Когда ученики не могут концентрироваться на длинных лекциях, учителя начинают подавать информацию небольшими частями. Многие начинают занятия с упражнений на собранность, чтобы ученики смогли сосредоточиться.

Некоторые даже предпочитают общаться с подростками на привычных им платформах. Например, в YouTube и Instagram. Вице-президент по глобальным исследованиям в области образования Аша Чокси приводит в пример учителя, который записывает видео, на которых проводит научные эксперименты. Он выкладывает их в YouTube, а затем использует в классе, чтобы проиллюстрировать материал в учебнике.

Эти платформы расширяют внимание, когда они отражают интересы студентов. Деслер хвалит учителей, которые связывают историю нацистской пропаганды с киберзапугиванием. "Речь идет о включении соответствующей информации в обязательную учебную программу таким образом, чтобы студенты действительно заинтересовались, - говорит она. - Если вы связываете какие-то исторические события с тем, что происходит в окружающей действительности, воспринимается такая информация намного лучше".

Технологии на службе учителей

В некоторых школах успешно используются такие платформы, как Google Classroom. Это позволяет учащимся и родителям отслеживать оценки и домашние задания, лучше понимать, где отстают ученики.

В некоторых случаях технологии могут даже помочь исправить ущерб, которые сами наносят навыкам чтения. В одной из школ в Филадельфии используют школьную платформу Lexia для мотивации подростков. Программа автоматически разделяет учеников, исходя из их успеваемости, предоставляя успешным ученикам более сложные задания, заставляя выполнять упражнения, пока они полностью не усвоят урок. Такой целевой подход помогает преодолеть разрыв между учащимися, которые в различной степени подвержены воздействию технологий.

Интегрированное обучение

При этом многочисленные исследования доказали, что успешным может быть и более традиционный подход. В 2015 году специалисты Лондонской школы экономики выяснили, что результаты учеников значительно улучшились, когда школы в Бирмингеме, Лондоне, Лестере и Манчестере запретили использование телефонов в классе.

Профессор нейробиологии Уильям Клемм, автор цикла "Обучающие навыки", указывает на исследование, проведенное в 2014 году, в котором было отмечено, что запись лекций в тетрадях от руки помогла студентам лучше усваивать информацию, чем когда они печатали в ноутбуках.

Личное общение с учителем по-прежнему является наиболее важным компонентом в образовательном процессе. Однако многие полагаются на технологии только потому, что у них нет достаточных ресурсов для работы в автономном режиме.

Учись думать

Хотя технологии подрывают некоторые аспекты образования, они также дают студентам огромные возможности. "Существует мнение, что молодые люди стали сейчас более апатичными и ленивыми из-за влияние гаджетов, - говорит Чокси из Pearson. - На самом деле мы действительно недооцениваем роль, которую технологии играют в образовании детей прямо сейчас, и силу, которую они дают им в процессе обучения".

Например, студенты, которым не терпится, чтобы преподаватели отвечали на вопросы, все чаще стремятся сами найти ответы. "Они могут зайти на YouTube, чтобы выяснить, как решить проблему, прежде чем идти к учителю или обратиться к учебнику", - говорит Чокси.

Тейлор отмечает, что, поскольку добыть информацию очень просто, главная задача заключается не в том, чтобы знать больше окружающих. Вместо этого ценится способность критически и творчески мыслить. Те самые навыки, которые часто страдают под воздействием технологий.

Особенности поколения Z

Сегодня многие обвиняют поколение Z в том, что его представители не умеют учиться. Но появляется все большие сторонников того, что это учителя не в состоянии к ним подстроиться.

Сегодня к поколению Z относится каждый четвертый житель планеты. Уже через несколько лет все они будут активно трудиться. Его особенность заключается в том, что оно более образованно, чем предыдущие. При этом не стремятся взрослеть, отказываются от детей, брака и продвижения по карьерной лестнице.

Образовательные тренды

С подобными проблемами приходится сталкиваться и в России. Приходится даже разрабатывать специальные тренды, чтобы подстраиваться под таких детей.

Один из важных моментов заключается в том, что в современных условиях необходимо учиться всю жизнь. Подросткам следует это осознать уже с самого детства. Они должны уметь ставить себе задачи, находить им реальное применение. Ученики должны выступать в роли искателей совершенно в любой профессии.

Другими трендами являются адаптивное мышление и интегрированное обучение.

Рекомендации

Представитель поколения Z уже не хочет становиться пассивным учеником. Сегодня для преподавания у них разрабатывают специальные рекомендации, которые стараются использовать и у нас в стране.

К ним относятся использование инфографики, деление и структурирование учебного материала, умение мыслить дигитально, то есть задействовать онлайн-площадки для получения информации.

Как вы считаете, положительное или отрицательное влияние оказывают гаджеты на современных школьников?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.