Преподаватели одной из школ Финляндии, самой счастливой страны в мире, считают, что счастье можно экспортировать

Ежегодно ООН публикует Всемирный доклад о счастье. Согласно этому документу, Финляндия занимает одно из первых мест в рейтинге. Почему жители этого северного государства с суровым климатом чувствуют себя счастливыми? Финляндия отличается высоким уровнем жизни и социального обеспечения, хорошей медициной и доступом к природе. Однако не только этим определяется показатель счастья. Большую роль в этом играют особенности финского образования, которое является полностью бесплатным.

Школьное образование

Дети в Финляндии идут учиться в школу в возрасте 7 лет. Это довольно позднее начало обучения. Например, британские дети начинают учиться в 5 лет, а в США обязательное школьное образование начинается в 6 лет.

В финской школе большое значение придается самостоятельности учащихся. Главным предназначением образования считается подготовка детей к будущей жизни. Важным считается не заучивание формул или правил, а умение пользоваться справочными материалами.

Финская система образования построена на уважительном отношении к ученику. Здесь не принято давить на ребенка или строго порицать его за плохую учебу. Учитель старается прежде всего заинтересовать учеников своим предметом. Если ребенку трудно дается учеба, никто не будет упрекать его за низкие оценки или лень.

Таким образом, финская система обучения довольно мягкая и деликатная. Это позволяет ребенку учиться, не испытывая стресса или страха. Возможно, именно это и способствует тому, что дети вырастают счастливыми людьми.

Дошкольное образование

Подготовка к школе начинается в детском саду. Основной принцип финского дошкольного образования - "у ребенка должно быть детство". В детских садах все построено на игре. Здесь нет обязательных занятий по чтению, правописанию или математике. До школы детей не учат писать, считать и читать.

Дошкольникам предлагаются занятия лепкой, рисованием, изготовлением аппликаций, а также спортивные игры. Никакого принуждения нет, однако определенный уровень дисциплины всегда поддерживается. Например, ребенок может не рисовать вместе со всеми, но обязан сидеть за столом во время занятий.

Бывший директор школы и эксперт по грамотности из США Сью Палмер восхищается финской системой образования. По ее мнению, все остальные страны должны последовать примеру Финляндии. Ведь только в 1/5 части стран мира дети идут в школу с 7 лет. Раннее начало обучения нередко отнимает у них часть детства и игры. Ведь очень часто ребенок до 7 лет просто не готов к учебе. И если заставить его учиться слишком рано, то это может негативно повлиять на ощущение счастья во взрослом возрасте.

Результаты

В финской школе нет обязательных экзаменов. Тестирования по предметам проводятся на усмотрение учителя. Самым главным в образовании считаются не высокие оценки, а воспитание счастливого и хорошо приспособленного к жизни человека.

Однако международные тестирования, проведенные в 41 стране мира, показывают, что в Финляндии живут наиболее образованные школьники. У детей был обнаружен высокий уровень знаний по математике, естественным и техническим наукам. Это привлекло внимание экспертов из других стран к финской системе образования.

Такие высокие результаты были достигнуты, несмотря на отсутствие обязательных экзаменов и тестирований. Это говорит о том, что финская система образования эффективна. Кроме этого, она способствует формированию счастливого человека.

Экспорт счастья

Образование в Финляндии претерпевало большие изменения на протяжении десятилетий. За это время было проведено несколько школьных реформ. В финской системе обучения есть немало ценного. И финны готовы поделиться этим опытом с другими странами. Ведь хорошее образование не связано с национальностью или с культурой, оно возможно в любой стране.

В настоящее время создана Международная школа HEI. Она занимается организацией дошкольных учреждений в других странах, которые работают по финской модели. Это помогает сделать хорошее образование доступным для детей из других стран. Финские специалисты называют это "экспортом счастья".

Школы HEI

Первое подразделение школы HEI было открыто в городе Баотоу (Внутренняя Монголия). Впоследствии было создано еще семь филиалов в Южной Корее, Китае и Австралии. Эти отделения обслуживают около 300 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Концепция "экспорта счастья" оказалась довольно успешной. В настоящее время планируется открыть филиалы школы HEI в Аргентине, Кувейте и Саудовской Аравии.

Генеральный директор школы HEI Милла Коукко подчеркивает, что идея состоит не в том, чтобы экспортировать в другие страны педагогов из Финляндии. Филиалы принимают на работу местных воспитателей. Педагогов обучают финской методике дошкольного образования.

Будет ли это работать

Преподаватель Кембриджского университета Рийкка Хофманн отмечает, что сейчас еще сложно делать выводы о том, как будет работать финская модель дошкольного образования в другом культурном пространстве. Однако школа HEI будет стремиться к тому, чтобы ее концепция конструктивно развивалась и реализовывалась педагогами разных стран мира.

Исследования доказывают, что дети учатся наиболее эффективно, когда увлечены предметом. На этом основана финская модель образования. Однако в обществах, где господствует конкуренция, реализовать эту идею довольно сложно. В такой среде ребенку очень сложно расслабиться и искать свои интересы. Образование в конкурентных обществах построено исключительно на академических достижениях. Это значительно усложняет реализацию финской методики в других странах.

В отличие от Финляндии, дошкольное образование в подразделениях школы HEI не является бесплатным. Обычно плата за пребывание ребенка в таких учреждениях соответствует доходам среднего класса населения.

Мнение из Южной Кореи

Южнокорейская система образования прямо противоположна финской модели. Основной акцент в ней делается на академические достижения. Однако в этой стране были открыты подразделения школы HEI. Насколько будет успешным этот проект?

Сеолми Ли из Сеула считает, что южнокорейская традиционная система образования устарела. Подобная система обучения загоняет ребенка в строгие рамки и требует от него четко фиксированных ответов. Это не способствует развитию самостоятельного мышления.

Сеолми Ли отмечает, что в финской модели обучения детям дают больше инициативы и самостоятельности. Учащиеся сами решают, чем им хотелось бы заниматься в данный момент. Они могут выполнять учебные задания или упражнения без строго очерченных временных рамок. Такой подход делает детей более уверенными в себе и способствует их будущему счастью.

Заключение

В 1980 годы в советской педагогической науке были распространены идеи, напоминающие финскую модель обучения. Они назывались "педагогикой сотрудничества". Под этим термином подразумевалось отсутствие принуждения и негативных оценок, свобода выбора занятий, творческое взаимодействие учителя и ученика. К сожалению, в наши дни эти гуманные идеи редко применяются педагогами на практике.

Как будет реализовываться финская модель образования в других странах? Возможен ли "экспорт счастья"? В настоящее время сложно ответить на эти вопросы. Но, вероятнее всего, эти идеи все же получат распространение. Ведь сформировать в детях самостоятельность мышления и уверенность в своих силах гораздо важнее, чем добиться высоких академических достижений.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы относитесь к финской системе обучения и идее "экспорта счастья"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.