Девочки превосходят мальчиков в навыках чтения, но это может измениться: исследование

Девочки неизменно превосходят мальчиков в навыках чтения литературы, и это происходит в течение нескольких десятилетий по всему миру. Недостаток мотивации, слабая лексика, плохая увлеченность чтением и отсутствие образцов для подражания – все это считалось возможными причинами такого несоответствия.

Но результаты недавних студенческих оценок, известных как PISA, показывают, что глобальный разрыв в чтении сокращается. В большинстве случаев не по причинам, на которые могли надеяться учителя, родители, исследователи или правительства. Действительно, кажется, что пробелы в целом закрыты не потому, что мальчики обязательно добиваются больших успехов, а потому, что показатели девочек снизились.

PISA - это программа ОЭСР по международной оценке учащихся, которая проверяет навыки 15-летних учащихся по чтению, математике и научной грамотности в различных странах ОЭСР и странах-партнерах.

Последняя PISA от 2018 года, которая была седьмой с 2000 года, была ориентирована на чтение и включала около 80 стран. До сих пор три раунда PISA были сфокусированы на чтении – 2000, 2009 и 2018 гг. Это дало исследователям почти 20 лет для анализа.

Относительно тенденции

Хотя девочки по-прежнему демонстрируют значительно лучшие результаты, чем мальчики, в среднем есть свидетельства того, что гендерный разрыв может сокращаться, потому что девочки читают не так хорошо, как раньше. Тест PISA разработан таким образом, чтобы у среднего студента было 500 баллов, а у двух третей участвующих студентов – от 400 до 600 баллов.

Среди 29 стран ОЭСР, по которым имеются данные, средняя успеваемость мальчиков была ниже этого уровня (479 очков в 2000 году, 476 в 2009 году и 475 в 2018 году). В отличие от этого, средние показатели девочек были выше среднего: 511 в 2000 году, 515 в 2009 году и 505 в 2018 году.

Но эти средние значения маскируют большие различия в траекториях обучения мальчиков и девочек с высокими и низкими достижениями. Результаты показывают, что среди детей с низким уровнем успеваемости показатели как мальчиков, так и девочек снизились: девочки снизились на 21 балл, а мальчики – на 13 баллов.

С другой стороны, среди успешных учеников показатели мальчиков и девочек улучшились, особенно в группе мальчиков (12 баллов среди мальчиков и три балла среди девочек).

Эти модели предполагают большую поляризацию между учениками с низким и высоким уровнем успеваемости, при этом девочки с самыми низкими достижениями имеют тенденцию наиболее заметно двигаться в неправильном направлении.

Почему это происходит?

Одна из возможных причин этого различия связана с изменениями в том, как проводились тесты. Они проводились на бумажной основе до 2009 года, а с 2018 года – на компьютерах. Некоторые исследования показывают, что мальчики лучше выполняют некоторые навыки, связанные с чтением цифровых материалов, и могут быть мотивированы, чтобы хорошо выполнять тесты, которые проводятся на компьютерах.

Тенденции с течением времени в том, кто читает для удовольствия и как долго, по-видимому, не объясняют эволюцию достижений в чтении в разных группах. Изменения количества времени, уделяемого чтению для удовольствия, не были связаны с изменениями успеваемости разных групп учащихся.

Многие родители и учителя обеспокоены тем, что использование интернета сокращает усилия, которые подростки вкладывают в школьные занятия. Также их беспокоит количество времени, которое студенты проводят в Интернете. Но те группы, которые чаще всего используют Интернет, не имеют большого снижения производительности.

Различия между странами

Несмотря на это, некоторым странам удалось сократить разрыв в чтении по признаку пола. В Чешской Республике, Эстонии, Ирландии, Словении и Швеции отмечалось улучшение показателей чтения у мальчиков, в то время как показатели девочек оставались стабильными.

В Великобритании картина смешанная. Разрыв в чтении по полу был ниже в Великобритании, чем средний разрыв в показателях по странам ОЭСР. В Великобритании он составлял 20 баллов, а в среднем по ОЭСР – 30 баллов. В среднем, мальчики в Великобритании улучшили свои показатели, а у девочек они остались стабильными.

Тот факт, что эти модели очень похожи в целом ряде стран, свидетельствует о том, что общий набор межнациональных проблем, скорее всего, ответственен за выявленные изменения.

В то же время тот факт, что некоторые системы образования не соответствуют общей тенденции, является напоминанием о том, что местные обстоятельства, выбор политики и работа отдельных преподавателей могут реально изменить ситуацию и способствовать обучению как мальчиков, так и девочек. Ясно, что устранение этого пробела в достижении чтения продолжает оставаться насущной глобальной проблемой.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы замечали разницу в желании читать книги между мальчиками и девочками?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.