7 философских аргументов, доказывающих существование Бога

Философ Ницше известен своим утверждением о том, что Бог мертв. Как философ он снискал славу ниспровергателя Всевышнего, создав оригинальную концепцию сверхчеловека. Но новости о кончине Всевышнего могут быть слишком преувеличены. Вот некоторые из самых увлекательных и провокационных философских аргументов в пользу существования Бога.

В статье приведены философские аргументы. Они не связаны ни с религиозными писаниями, ни с какими-либо научными наблюдениями или фактами. Многие из этих доказательств (некоторым из них уже тысячи лет) служат интересными интеллектуальными упражнениями, дразнящими представление о Вселенной и нашем месте в ней. Некоторые аргументы являются попытками примирить положения, которые в настоящее время озадачивают ученых и философов.

Само понятие совершенного существа означает, что Бог должен существовать

Аргумент

Это классический онтологический или априорный аргумент. Впервые он был сформулирован в 1070 году святым Ансельмом, который утверждал, что, поскольку у человечества имеется концепция совершенного существа, которое он определил как «то, что больше ничего не может быть задумано», то Бог должен существовать. В своем эссе «Просвион» святой Ансельм задумал Бога как существо, обладающее всем мыслимым совершенством. Но если это существо «существовало» просто как идея в нашем сознании, тогда оно было бы менее совершенным, чем, если бы оно действительно существовало. Таким образом, Бог должен существовать.

К возникновению Вселенной должно было привести что-то свыше

Космологическое доказательство

Философы называют этот аргумент первостепенным или космологическим доказательством. В список ранних сторонников подобной линии рассуждений можно включить таких знаменитых мыслителей, как Платон, Аристотель и Святой Фома Аквинский.

Подобный взгляд основан на предположении, что каждое событие должно иметь причину, а эта причина, в свою очередь, должна иметь свою причину, и так далее.
Предполагая, что регрессу причин нет конца, эта последовательность событий будет бесконечной. Но бесконечный ряд причин и событий не имеет смысла, так как бесконечная причинно-следственная цепь существовать не может. Должно быть, была какая-то первая причина. Для этого требовалось какое-то «безусловное» или «высшее» существо, которое философы называют Богом.

Там должно что-то существовать

Всевышний

Немецкий философ Готфрид Лейбниц писал: «Почему есть что-то, а не ничего? Достаточная причина... найдена в веществе, которое... является необходимым существом, несущим причину своего существования внутри себя». По мнению мыслителя, невозможно существование только контингентных существ, должно существовать необходимое существо, которое мы называем Богом. В "Монадологии" философа утверждалось, что «ни один факт не может быть реальным или существующим, и никакое утверждение истинным без достаточной причины для его существования, а не иначе».

Что-то должно было спроектировать Вселенную

Мироздание сродни часовому механизму, ибо когда часовщик трудится над сбором сложнейшего механизма, он тщательным образом прилаживает детали, использует пружину точно заданной длины, выбирает стрелки определенного размера и т. д. В результате получается слаженный механизм, целесообразность которого является ярким доказательством того, что над ним трудился ум.

Как утверждал Уильям Пэли, так же как существование часов указывает на наличие большого ума, существование Вселенной и различные явления внутри нее указывают на присутствие еще большего интеллекта, а именно - Бога.

Существование

Телеологическое доказательство предполагает, что мы живем во Вселенной, которая, несомненно, изначально была спроектирована. Космос демонстрирует упорядоченность и наличие очевидной цели. Например, внутри Вселенной существует множество физических законов, и многие вещи взаимосвязаны.

К примеру, знаменитый средневековый астроном Николай Коперник, который явился автором теории о том, что в центре вселенной находится Солнце, а Земля вращается вокруг него, утверждал, что подобный механизм является не чем иным, как доказательством великой мудрости Всевышнего, ибо кто еще, как ни Бог, мог расположить это великое святилище солнце в лучшую позицию?

Великий физик XX века Альберт Эйнштейн, который является автором теории относительности, утверждал, что гармонично сосуществующие законы природы свидетельствуют о наличии намного превосходящего нас разума. Любое деяние человека, а также систематизированное мышление выступает в роли жалкой попытки подражания этой мудрости.

По представлению древних греков, Вселенная является «космосом», то есть гармоничной и упорядоченной системой, которая состоит из связанных между собой частей. Каждая составляющая подчинена особенным законам, а все в целом находится под управлением законов общего характера. Так что постановка конкретной цели странным образом способствует достижению общей цели целого.

Излишне говорить, что эта аргументация была более чем убедительной до появления идеи натурализма (теория, согласно которой все можно объяснить без пользы сверхъестественного вмешательства) и дарвиновской эволюции. Согласно натуралистическому воззрению, человеческий глаз, при всей его кажущейся сложности и назначении, не является продуктом Создателя, а, скорее, результатом постоянной вариации и отбора.

Сознание доказывает, что существуют нематериальные сущности

Нематериальная сущность

Странность сознания и наша неспособность понять наличие Всевышнего породили понятие субстанционального дуализма, также известного как декартов дуализм, который описывает два фундаментальных типа вещей: ментальный и материальный.

Дуалисты утверждают, что материал сам по себе не обладает внутренними мыслями, субъективной осведомленностью и чувствами.

Мы живем в компьютерном моделировании, выполняемом хакерами-богами

В отличие от мыслителя Ансельма, представляющего Создателя как то, что более не может быть задумано, боги могут представлять существ, значительно превосходящих наше понимание мира.

Если гипотеза моделирования истинна, то мы являемся результатом дочеловеческих предков (или какого-то неизвестного существа), и у нас просто нет выбора, кроме как признать их Богами. Наше коллективное или даже индивидуальное поведение может контролироваться ими свыше. Эти боги будут сродни гностическим богам прошлых лет — могущественным сущностям, которые вершат судьбы без учета наших интересов.

Пришельцы — наши Боги

Бог

Нам еще предстоит установить контакт с внеземным разумом. Возможным решением парадокса известного физика Энрико Ферми является понятие направленной панспермии, которая заключается в том, что инопланетяне оживают на других планетах, например, посылают споры или зонды на плодородные планеты, а затем контролируют этот процесс тайно. Поэтому по определению они воспринимаются нами как Бог.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 4
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Вопрос дуализма сознания и разума не может быть вполне раскрытым - это и порождает даже у верующих сомнения или точнее сказать мотивирует размышления на тему,,,,,,На мой взгляд вопрос о " есть ли Бог?" - следует раскрывать в поисках разумно -интуитивных концепциях:-- Если созерцаемое есть диалектическая реальность - то на это была мотивация ( это же кому то нужно было)! и второе Зачем? Доказано и Понятно. ,что сознание и разум не являются " даже соседями", тогда что есть сознание?... Ч
Копировать ссылку
0
Изабелла, наверняка Вы знаете, что на этом свете существует любовь. Однако, мы с вами же ведь не можем ни осязать это чувство, ни постигнуть до конца. И при этом всём у нас есть уверенность в её существовании...
Копировать ссылку
0
Вот Саид пишет, что нам не дано постичь его суть. А это значит, что его все равно что нет. То, что мы не понимаем, не можем увидеть или почувствовать, для нас не существует. Поэтому любые споры о боге бессмысленны, так как не имеют осязаемого и постигаемого предмета.
Копировать ссылку
0
Авраам тоже в свое время совершал подобные ошибки, а именно боготворил то облака, то небо, то луну и солнце. В конечном счете все- и инопланетяне, и взрывы, и какие то там отборы, эволюция и даже сам высший разум окажутся лишь средствами Замысла Всевышнего. Нам не дано постичь Его суть.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.