Монашество – это серьезный шаг, который в корне меняет жизнь челоека. Став монахом, человек должен следовать строгим правилам и соблюдать посты. И тут возникает вопрос, возможно ли человеку, ставшему отшельником, вернуться к мирской, обычной жизни?
История
Когда человек уходил в монастырь и принимал постриг, он отрекался от всего мирского, принося несколько обетов. После принятия и распространения христианства, на Руси стали появляться многочисленные монастыри и скиты, в которых жили монахи. Принимая постриг, инок был обязан всю жизнь соблюдать данные им обеты и не имел права на отречение от них.
Такое правило существовало не только в Русской православной церкви, но и в других конфессиях. Следует отметить, что начиная со Средневековья, тот монах, который пожелал вернуться к светской жизни, не имел права этого сделать. В том случае, если инок сбегал из обители, его разыскивали и помещали в монастырскую тюрьму.
Перемены
Однако с середины XIX века монахи, пожелавшие вернуться к мирской жизни, получили такую возможность. Для этого инок должен был обратиться в Священный Синод с прошением. Первым отшельником, который подал такое прошение, стал игумен Иосаф. Это произошло во время правления Александра I. Справедливости ради необходимо отметить, что при Петре I появились первые предпосылки к появлению возможности возвращения монахов в мирскую жизнь. Однако в то время это было скорее принуждением, которое осуществлялось по решению духовного суда.
Как говорилось ранее, игумен Иосаф стал первым монахом, покинувшим стены монастыря и вернувшимся к мирской жизни. После подачи прошения в Священный Синод, он достаточно долго ждал положительного ответа, который не хотели давать. По вопросу возвращения отшельника в обычную жизнь в самом Синоде шли длительные и жаркие дебаты. Однако спустя некоторое время было дано разрешение, после чего Иосаф вернулся к обычной жизни и женился.
Новый закон
После случая с игуменом Иосафом появился особый церковный закон «О снятии монашества». Впоследствии его закрепили в «Полном собрании законов Российской империи». Однако данное постановление не отвечает ни одному каноническому и теологическому обоснованию Православной Церкви Востока.
Так, например, Мелетий Апостолопулос неоднократно предпринимал попытку разобраться с данным противоречием. Каким образом закон, который не соответствует канонам православной церкви, был принят и признан легитимным Духовной консисторией?
Он обращался к каноникам Русской Православной Церкви с просьбой дать разъяснения по поводу огромных противоречий, присутствующих в данном законе. Однако ни один из них так и не смог ответить, каким образом закон считается легитимным и имеет силу.
Возвращение к обычной жизни
Несмотря на противоречия с канонами в законе, с середины XIX века иноки получили право на возвращение в мирскую жизнь. Для этого им было необходимо подать соответствующее прошение и после получения положительного ответа пройти специальный обряд.
Однако перед этим настоятель монастыря и другие монахи старались отговорить инока от своего решения. В том случае, если сделать этого не удавалось, монах должен был отказаться от данных им ранее обетов при вступлении в монашеский чин. Это были обеты послушания, девства (целибат) и нестяжания (отказ от всего имущества).
После отказа от данных обетов монах должен был пройти процедуру расстрижения. По ее завершении с него снимали монашеские одежды, а он сам становился расстригой. Ему зачитывали указ о том, что его лишили духовного сана, после чего все присутствующие произносили слово - «Анаксиос», что в переводе с греческого обозначает «недостойный» (недостоин).
После прохождения всех обрядов и процедур, уже бывший монах, мог вернуться к обычной мирской жизни.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание