Самый загадочный святой в христианстве – Христофор с головой собаки

Христианский святой Христофор считается одним из самых удивительных образов, которому поклоняются верующие. Многие, впервые увидев его изображение на иконе, начинают возмущаться, считая, что их веру пытаются оскорбить. Ведь мученика рисуют с головой собаки. Причем продолжают это делать на протяжении уже нескольких столетий. Только в 18-м веке от данной традиции отказалась православная церковь. Как появился этот мученик и почему так необычно выглядит, расскажем в этой статье.

Канонический образ

Долгое время существовала традиция изображать Христофора смиренным старцем с окладистой бородой, у которого на плечах или на руках сидит младенец Христос. При этом сам святой обязательно с собачьей головой.

Первое изображение Христофора в таком виде было обнаружено на амфоре 5-7 веков нашей эры. Ее нашли в современной Македонии. Примерно в те годы его начали почитать христиане.

Православная церковь ушла от этой традиции в 1722 году. Было выпущено определение Святейшего Синода, в котором изображение святого с собачьей головой было признано противными истине и самому христианскому естеству.

После этого в православных храмах его облик начали исправлять или уничтожать. Святой с песьей головой сохранился только в музеях и на фресках в церквях старообрядцев.

Песиголовцы

Подобное изображение Христофора связано с песиголовцами, которых еще называли кинокефалами. Упоминание о них можно обнаружить в работах Плиния Старшего, Геродота, Гесиода.

Описывали их по-разному, но сходились все в одном: это был народ, непохожий на обычных людей, живущих на границе известной древним людям ойкумены. Это в районе Индии, Скифии, Ливии или Эфиопии.

У христианских авторов первым упомянул песиголовцев Андрей Первозванный. Известный апостол встретил их во время миссионерских странствий на границе современной Палестины и Ирака.

Описание святого

Предположительно, сам Христофор при этом родился на окраинах античного мира. Православные историки пишут о том, что он попал в плен к римлянам в результате битвы при Мармарике.

Изначально он носил имя Репрев, что значило "отверженный". У него был гигантский рост, свирепый вид и невероятная сила. Выглядел он настолько устрашающе, что римский император Деций Траян в ужасе убежал с трона, когда его ввели в зал.

Репрев обладал внушительным телосложением, собачьей головой и зычным голосом, повергая в отчаяние самых отважных воинов.

Конечно, такое описание не может иметь ничего с действительностью. Его можно объяснить только фантазией самих авторов, физическими уродствами или ошибочным переводом.

Некоторые считают, что указание на собачью голову можно объяснит желанием древних авторов акцентировать внимание на бесчеловечности и свирепости захваченного в плен иноземца.

Сохранились свидетельства Марко Поло, который описывает, как во время своего странствия встретил племя кинокефалов в Центральной Азии. По его словам, они были обычными людьми, специально рассекавшими себе рот, чтобы он становился похожим на огромную пасть. К тому же они остро затачивали свои зубы.

Черепа своих младенцев они бинтовали, чтобы они приобретали вытянутую форму. По свидетельствам Поло, выглядели они жутко, сильно напоминая мастифов.

История Репрева

По одной из самых распространенных версий, Репрев обратил на себя внимание во время путешествия по пустынным землям. Он увидел мальчика, который не мог перебраться через бурный поток. Ребенок попросил путника помочь преодолеть реку.

Кинекефалец согласился, едва ступив в воду с мальчиком на руках, почувствовал невероятную тяжесть. Даже стал бояться, что упадет из-за слишком тяжелой ноши. Видя, что великан сомневается, продолжать ли путь, ребенок сказал, чтобы путник смело шел дальше, так как ничего плохого не случится. Мальчик заявил, что он Христос, а так тяжел из-за того, что несет в себе тяготы и горести всех людей на Земле.

Перейдя реку, Иисус крестил Репреву под именем Христофора, что в переводе означает "несущий Христа". По этой причине святой так часто изображен с младенцем на руках. Особенно его почитают те, кто берется за трудное дело или отправляется в дальний путь.

Возвращение в Рим

Вернувшись в Рим, Христофор продолжил служить императору. При этом проповедовал христианство, обратив в веру многих окружающих.

Узнав об этом, императора Траян приказал подослать к нему соблазнительниц, но те не смогли завладеть его вниманием.

При этом Траян не желал лишаться одного из своих лучших воинов. Но Христофор отказывался отрекаться от веры. Поэтому в результате был арестован и посажен в медный раскаленный ящик. Огонь не нанес ему никакого вреда.

Тогда римляне отрубили ему голову. Верующий человек скончался в жутких мучениях, а его тело забрал один из учеников по имени Петр Атталийский, чтобы увезти в Александрию.

Насколько правдиво это описание, доподлинно неизвестно. Некоторые убеждены, что все действительно так и было. Например, архидьякон Павел Алеппский, живший в 17-м веке, описывал, что прикладывался к мощам святого Христофора, которые хранились в московском Благовещенском соборе. Павел утверждал, что все желающие лобызали собачью голову святого. Его голова была идентична собачьей. Присутствующие были поражены, утверждал архидьякон.

Мощи

Неизвестно, как мощи святого оказались в российской столице, а также, чей конкретно череп описывает архидьякон.

Есть свидетельства того, что некоторое время мощи святого хранились в Константинополе, куда их привезли из хорватского города Раб.

По легенде, череп Христофора помог местным жителям отразить осаду норманнов в 1075 году. На городские стены мощи святого подняли как раз в тот момент, когда флот противника входил в гавань.

Мгновенно поднялся ураганный ветер, который буквально выбросил корабли обратно в море.

Считается, что позже мощи вернулись в Хорватию. Там с ними связаны истории о чудесном исцелении. Сегодня они хранятся в церкви святой Юстины в городе Раб. Местные священники утверждают, что это истинные останки святого.

Сегодня имя христианского мученика носит один из бастионов крепости в Рабе, на котором мощи находились в момент предполагаемой атаки викингов на город.

Православные обычаи

Примечательно, что изображение святого с собачьей головой существовало только среди православных. В католической традиции к этому изначально относились со скептицизмом, обвиняя в богохульстве тех, кто начинал так рисовать Христофора.

В своем трактате "Похвала глупости" Эразм Роттердамский критикует и самого святого, и его последователей.

Более того, католики на протяжении всех веков ставили под сомнение само его существование. Не признавали его или принижали до местночтимого мученика.

День его поминовения был окончательно исключен в 1969 году из католического календаря. При этом Христофора все-таки не стали деканонизировать, сохранив за ним статус святого.

Западная традиция

Если в католицизме и изображали Христофора, то в виде гиганта, несущего на плечах ребенка. Например, в таком образе он на гравюрах Кранаха и Дюрера, полотнах Босха.

Несмотря на скептицизм официальной церкви, Христофор остается популярным в Европе. Особенно его чтят в Литве и Испании. Ему часто молятся, чтобы он защитил детей от инфекций, а литовцы считают его покровителем Вильнюса, своей столицы.

Примечательно, что в христианстве есть еще трое святых, которых зовут Христофор.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы относитесь к этому святому?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.