Что философы думают о красоте?

Джордж Бэнкрофт считал, что красота сама по себе является ощущаемым образом бесконечности. Природа прекрасного - одна из самых захватывающих загадок в философии. Является ли великолепие универсальным понятием? Как человек отличает привлекательное от отвратительного? Можем ли мы сами настраивать себя на восприятие определенных вещей как притягивающих или отталкивающих? Практически каждый философ рано или поздно задается этими важными вопросами.

Эстетическое удовольствие

Данный термин является одним из основополагающих в философии восприятия красоты. Эстетическими чувствами называются те переживания, которые у человека вызываются посредством восприятия красоты объектов внешнего мира. Человек может получать такое наслаждение, наблюдая красивые картины природы, завораживающую красоту города, слушая вокально-инструментальную композицию. Подобные чувства вызывает чтение художественных произведений, наблюдение за танцем или выполнением гимнастических упражнений.

Эстетическое наслаждение может быть вызвано даже предметами домашнего обихода - красивой мебелью или обоями, одеждой. Поступки людей тоже могут вызывать чувство восхищения.

Определение прекрасного

Обычно для того, чтобы определить прекрасное, мыслители обращаются к сфере искусства. В современной философии связь между искусством и прекрасным ни у кого не вызывает сомнений.

Однако когда-то античные натурфилософы полагали, что в действительности источник великолепия находится не в искусстве, а в космосе. В переводе с древнегреческого языка слово "космос" переводится не только как "порядок", но и как "красота". Один из первых философов, Фалес, подчеркивал: космос прекрасен сам по себе, являясь единством порядка и хаоса, симметричного и асимметричного.

Идеи разных философов

Что касается последователей пифагорейской школы, они считали источником красоты числовые пропорции. Мыслитель Диоген полагал, что красота заключается в степени; Демокрит видел ее источник в равенстве.

Философом, который впервые переместил фокус восприятия прекрасного на человека, был Сократ. Мыслитель считал, что великолепие всегда связано с полезностью и целесообразностью. Например, даже корзина, используемая для навоза, может быть прекрасной, поскольку она полезна. В свою очередь, щит, целиком сделанный из золота, может считаться уродливым в том случае, если он сделан плохо.

Аристотель считал, что прекрасное отличается от приятных явлений. Например, в своем произведении "Проблемы" философ выражает следующие мысли: выбор, который основывается на чувственном влечении, нужно противопоставлять выбору, который базируется на эстетическом восприятии. Таким образом, Аристотель впервые разделил объективную красоту от той, что порождает желание. Для мыслителя великолепное было не просто чем-то, что вызывает приятные ощущения. Например, он считал математические науки прекрасными.

Существует ли универсальное определение красоты?

Еще один важный вопрос для философов. Например, группа людей может согласиться, что прекрасна статуя Давида, созданного Микеладжело. Также они могут расценивать как великолепные творения Ван Гога. Но будут ли все люди разделять эти взгляды? И является ли переживание красоты, которое человек испытывает во время созерцания величественной статуи, эквивалентным тому, которое возникает при чтении глубокого литературного произведения?

Если красота является универсальным понятием, то все люди должны и воспринимать ее одинаково. Но на практике это всегда не так. Философы считали, что красота является общим свойством для всех предметов, которые расцениваются как привлекательные. Однако по факту то, что кажется красивым для одного, никогда таковым не будет для другого. Современная философия пока что не разгадала эту таинственную загадку прекрасного. Возможно, это смогут сделать мыслители будущего.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.