От оперного пения до живой музыки в прямом эфире. Многофункциональные телефоны прошлого

Когда мобильные телефоны впервые появились в продаже, они были непривлекательными, похожими на кирпичи устройствами, которые не могли ничего делать, кроме как совершать голосовые звонки, отправлять и получать текстовые сообщения.

Новые опции для привлечения клиентов

Для привлечения клиентов к появившейся технологии провайдеры сетей предлагали абонентам многочисленные дополнительные функции, такие как возможность ознакомиться с обновлениями новостей, получать полезную информацию, узнавать результаты матчей, сводки погоды и т.д. За символическую плату абонент мог подписаться на любую из этих опций или на все сразу и получать интересующую информацию в виде текстовых сообщений длиной 160 символов. Данные услуги не только улучшили увлеченность новопредставленными девайсами, но и принесли немалый доход операторам сетей. Это была блестящая маркетинговая уловка.

Это не было новинкой

Но еще раньше, когда мобильников не существовало (в более старые времена, больше ста лет назад), и только у немногих богатых людей в домах были телефоны, тоже предлагалась похожая услуга. Эта передовая опция стала появляться в некоторых городах Европы вскоре после внедрения телефонной связи в 1870-х годах. Они получили известность как «живые» газеты.

Телефонное аудиовещание

Вещание, которое мы знаем сегодня, стало выполнимым только после изобретения радио во второй половине XIX века. Но самые первые радиоволны не были способны передавать голоса – они могли нести в себе только сигналы, интерпретируемые как тире и точки (азбука Морзе). Аудиовещание появился лишь в первые годы XX века, и только в 1920-е годы радио стало привычной бытовой средой. Между данными технологическими вехами и расположилось телефонное вещание.

«Театрофон» и его прямые трансляции

Первой организованной развлекательной телефонной службой стал «Театрофон», который начал действовать в Париже в 1890 году. Он позволил абонентам слушать по телефонным линиям театральные и оперные представления. Это стало первым в мире сервисом потокового вещания.

Презентация данного вида связи была проведена практически девятью годами ранее, на электротехнической Парижской выставке 1881 года. Изобретатель из Франции Клеман Адер поставил 80 телефонных передатчиков в Comédie-Française в передней области сцены и синхронизировал их с отдельными телефонами в нескольких комнатах на месте проведения выставки. Именно в них посетителям выставки предложили прослушивать в стерео оперные выступления, используя два наушника. Театр располагался в двух километрах от места проведения презентации. Португальского короля Луиса I настолько впечатлила демонстрация новинки, что он установил ее в собственном дворце, чтобы можно было послушать оперу, когда нет времени посещать театр.

Служба работала в общественных местах и жилых домах

«Театрофон» стал предлагать парижанам свои услуги передачи пятиминутных новостей и оперных спектаклей в 1890 году. Компания поставила телефонные приемники с монетоприемником в кафе, отелях, клубах и прочих местах, где за оплату в пятьдесят сантимов осуществлялось прослушивание контента на протяжении пяти минут. Абонементы были также выпущены по сниженному тарифу, а опция вскоре стала доступной для абонентов в жилых домах. В 1893 году, спустя три года после введения услуги, количество подписчиков на нее составляло 1300 человек.

Телефонная газета и ее содержание

Одной из наиболее успешных "живых" телефонных газет стала «Телефон Хирмондо» (это название переводится как «Телефонный вестник»). Она функционировала с 1893 по 1944 год в Будапеште и была самой продолжительной из всех аудиосистем. Первоначально провайдер предлагал ежечасный короткий выпуск новостей с применением телефонных линий, уже предоставленных местной компанией. По мере развития сервиса Telefon Hírmondó стала предлагать по 12 часов непрерывного вещания, используя собственные выделенные линии компании.

Обычная дневная программа почти не менялась. Она начиналась в 9:30 утра с новостных сводок и резюме газетных статей. Дневное расписание состояло из «развлекательных коротких историй», «различных полезных советов» и «спортивных трансляций». Каждый час повторялись выпуски новостей для абонентов, пропустивших предыдущие сводки. Вечернее расписание состояло из театральных спектаклей, оперы, концертов, поэтических чтений, многочисленных лекций и уроков языка.

Как это работало?

Управление Telefon Hírmondó было сродни работе с обычной газетой, но без печатного станка и наборного оборудования и затрат, связанных с этим (которые обходились в то время в несколько тысяч фунтов). Для организации процесса был задействован редактор, его помощники и обычная команда репортеров для сбора новостей. Новостные материалы систематизировались в офисе, а затем были записаны и отредактированы таким образом, чтобы подписчики могли получать информацию в максимально кратком виде. Дикторы новостей, называемые стенторами, должны были иметь громкие голоса из-за ограниченной системы усиления звука. Им приходилось буквально кричать в микрофоны. К 1907 году в «Телефон Хирмондо» работало более двухсот человек, а число подписчиков достигло свыше пятнадцати тысяч.

Множество последователей

Успех Telefon Hírmondó вдохновил многих предпринимателей на создание телефонных газет в своих городах. Известные примеры включают в себя Tellevent в Детройте, Electrophone в Лондоне, Araldo Telefonico в Италии, Musolaphone в Чикаго, Telephone Herald в Портленде и многие другие. «Телефон Хирмондо» пережил каждый из них. Телефонная газета перестала осуществлять вещание лишь тогда, когда в результате бомбардировок ее проводная сеть оказалась разрушена (в период Второй мировой войны).

Тивадар Пушкаш, который создал Telefon Hírmondó, не дожил до прорыва собственного изобретения. Известный венгерский новатор и изобретатель телефонного коммутатора внезапно скончался от сердечного приступа месяц спустя после того, как «Телефон Хирмондо» начала вещание. В это время он ждал разрешения от правительства, которое официально позволило бы ему работать со своим проектом.

А вам были известны эти факты?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.