Человек, который создал Париж

Париж был и остается одним из самых популярных в мире городов. Десятки миллионов туристов ежегодно остаются в восторге от его компактного центрального района Маре. До того как король Луи XIV перенес свою резиденцию из Версаля, Маре был невероятно популярен среди аристократов. В последующие года он стал пристанищем ремесленников и мелких буржуа.

Район, оставшийся в живых

французская столица

Сегодня узкие улочки представляют собой прекрасный лабиринт модных магазинов, галерей и ресторанов, в котором идеально смешано прошлое и настоящее Парижа. Прогуливаясь по старинным узким переулкам, сложно поверить в то, что когда-то они должны были быть полностью снесены. Причем, стоить заметить, не немецкой армией, планы которой в 1870–1945-хх годах относительно Парижа не отличались особым дружелюбием. Нет, человек, так сильно возненавидевший средневековую архитектуру французской столицы, был, как ни странно, императором Франции (Наполеон III). Император поручил своему верному префекту барону Жоржу Эжену Осману перестроить ненавистные улицы.

Стоит отметить, что во время правления Наполеона III Маре, как и другие районы столицы, отличался отвратительным запахом и прекрасными условиями для распространения инфекционных заболеваний. Барон Осман взялся стереть с лица города эти грязные районы и на их месте возвести широкие бульвары, аллеи и парки с современной инфраструктурой. По словам самого Османа, он «задушил старый Париж».

Разрушитель

город

Барон Осман не был ни архитектором, ни городским планировщиком, однако он являлся отличным административным работником, в чьей крови было умение и желание эффективно управлять и выполнять поручения. Префект округа Сена превратил Париж в гигантскую стройку, не прекращающуюся в течение 20 лет. Даже после того, как император вынужден был отстранить Османа в результате критики его растрат, перестройка города продолжалась по его плану вплоть до 20-хх годов XX века.

План барона Османа состоял из нескольких этапов, в соответствии с которыми почти 20 тысяч исторических зданий были снесены до основания, а на их месте выросли 34 тысячи новых. Старые, витиеватые улицы уступили место широким аллеям и бульварам, обрамленным новыми многоквартирными домами в стиле неоклассицизма.

Османская перестройка столицы

Кроме бульваров и аллей, были спланированы площади, городские парки и фонтаны. Новые дома и улицы были оборудованы современной системой канализации, слива и газопровода. Город стал чище, свободнее и светлее, даже ночью. На улицах были построены публичные туалеты, высажены деревья и проведен гигантский акведук, сделавший пресную воду повсеместно доступной.

Паутина из 12 проспектов вокруг Триумфальной арки, Площадь Шарля де Голля

В городе выросли две огромные железнодорожные станции – Северная и Восточная, был построен шикарный оперный театр, новые школы, церкви, площади, театры и центральный продовольственный рынок Ле-Аль, который Эмиль Золя прозвал «чревом столицы». Знаменитая паутина из 12 проспектов, обрамляющих Триумфальную арку на площади Звезды, также является идеей Османа.

Сегодня площадь с лучами-проспектами называется Площадью Шарля де Голля и представляет собой ночной кошмар любого водителя, не привыкшего к парижскому трафику. Далеко не просто справиться с потоком автомобилей с 12 разных сторон, в то же самое время пытаясь объехать монументальную дань славе Наполеона Бонапарта.

Разрушить и начать с нуля

париж

Ни один город в мире, ни до, ни после Парижа, не подвергался такой радикальной трансформации в мирное время. Строительством «нового» города занималось огромное количество рабочих, среди которых были архитекторы, инженеры, садовники, строители и масса разнорабочих. План Османа «вылечил» город от десятилетних инфекций холеры и тифа и позволил горожанам всех сословий наслаждаться прогулками в парках. Широкие проспекты улучшили контроль правопорядка в городе, позволяя военным легче перемещаться. Перестройка Парижа предвосхитила резкий рост населения, и город он сумел сохранить архитектурное единство и атмосферу процветания и богатства.

Кажется невероятным, что немалая часть города была снесена и построена заново по прихоти двух влиятельных людей. Однако Наполеон III продолжил то, что начал еще его дядя, Наполеон Бонапарт. Великий военачальник, находясь в ссылке, говорил, что будь у него еще 20 лет правления, ничего не осталось бы от старого Парижа.

Критика османской перестройки

План барона Османа подвергся критике со стороны многих культурных и государственных деятелей его времени. Министр просвещения Жюль Ферри писал, что его глаза полны слез и душа плачет по старому Парижу, Парижу Вольтера и двух революций, в то время как грандиозные и непереносимые новые здания и улицы застилают глаза пеленой дорогостоящей путаницы, вульгарности и ужасного материализма, который теперь войдет в историю, как современная французская столица.

Историк Рене де Вильфос писал об острове Сите, который был полностью перестроен Османом: «Старый парижский корабль был разрушен кровавым бароном и безвозвратно затонул во время его правления. Это было, возможно, самым великим преступлением, самой страшной ошибкой Наполеона III, с которой не сравняться никакие военные разрушения».

Старый парижский корабль был разрушен кровавым бароном Османом

Париж навсегда

Когда армия союзных войск была на подступах к Парижу, Адольф Гитлер отдал приказ уничтожить город со всеми его достопримечательностями. Военный комендант Парижа, генерал Дитрих фон Хольтиц, ослушался прямого приказа фюрера. Он считал город слишком красивым и значимым, чтобы сровнять его с землей.

В Париже на баррикадах творилась история, в его ресторанах, барах и клубах расцветали новые литературные и художественные течения, его музеи хранили драгоценные предметы искусства и исторические атрефакты со всех континентов... Такой город невозможно было разрушить. Очевидно, ни Бонапарт, ни его племянник, ни Осман не разделяли немецкого сентиментализма.

Грандиозный строительный проект

Несмотря на культурные потери, план Османа остается одним из самых впечатляющих строительных проектов современности, и не в последнюю очередь потому, что барону удалось так кардинально изменить лицо города за сравнительно небольшой срок. Осман был прирожденным управленцем и умел добиться невозможного. Несмотря на то что барон был талантливым музыкантом, он не отличался особой сентиментальностью и без лишних слез уничтожил свой родительский дом, в котором провел, по собственному признанию, очень счастливое детство.

Наследие барона Османа

Наполеон III писал о своем префекте, что Осман был одним из самых замечательных людей своего времени: сильным, энергичным, решительным, упорным и в то же время умным, ловким и изобретательным. Совместная деятельность амбициозного императора и его верного префекта была удивительно продуктивной, особенно судя по масштабным изменениям Парижа.

После отстранения от дел барон Осман поселился на Корсике, острове, где родился Наполеон Бонапарт. Там он занялся написанием подробных мемуаров. Вероятно, они не сильно популярны сегодня, но несмотря на это, наследие Жоржа Эжена Османа живет не только в современной архитектуре Парижа, но также Барселоны и нескольких других европейских городов, последовавших примеру французской столицы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.