Инге Морат – необычный фотограф начала XX века

Инге Морат – фотограф из Австрии, которая стала первой женщиной, принятой в общество Magnum Photos в XX веке. Сейчас в издательстве Magnum готовится к публикации большая иллюстрированная книга о ее жизни и творчестве. Из этой статьи вы узнаете, кто она такая, как она начала снимать, какими были ее любимые темы и какое наследие сохранилось за более чем 50 лет с момента, когда Морат вошла в мир фотографии.

Кто она?

Инге Морат родилась в 1923 году в Австрии. Ее детство и взросление пришлись на годы Второй мировой войны, во время которой она жила в нацистской Германии. Подростком Морат была очень заинтригована авангардным искусством после выставки, устроенной по иронии судьбы нацистской партией с целью вызвать у граждан страны отвращение к современному искусству. Будущая фотограф буквально влюбилась в «Синего коня» Франца Марка. Однако ее интерес к искусству не мог проявиться в полной мере до окончания войны и получения ею высшего образования. Именно тогда она впервые открыто начала экспериментировать.

Нет войне

Послевоенные годы оказались для Инге Морат трудной порой: она вернулась в Австрию из Берлина сразу же после объявления о победе. В интервью New York Times позднее она рассказывала: «Все были мертвы или наполовину мертвы. Я шла мимо мертвых лошадей, мимо женщин с мертвыми младенцами на руках». Она не была еще фотографом, но пережитое и увиденное ею наложит на ее творчество отпечаток: за все 50 лет она ни разу не будет снимать военные действия.

Издательница: опыт Magnum Photos

В фотографию Морат пришла после того, как заявила о себе в качестве журналистки, переводчицы и издательницы сначала в австрийском Heute, а потом в основанном в 1949 году Magnum Photos. Как издательница Морат просматривала снимки, присланные фотографами агентства, и придумывала описания к ним. Также она курировала проекты и могла наблюдать весь процесс создания фотографий такими мастерами, как Генри Картье-Брессон и Дэвид Сеймур.

«После войны я страдала часто от того, что мой родной язык, немецкий, мир воспринимал как врага, и хотя я могла свободно писать на английском или французском, эти истории не трогали так, как могли бы», – писала она. Фотография стала для нее облегчением и необходимостью.

Первые шаги Инге Морат

Сначала Инге посылала снимки в различные издания и продавала их под псевдонимом «Эгни Таром». Со временем она обрела уверенность в себе, успев поработать помощницей фотографа и отточить собственное мастерство, и показала серию снимков, на которых запечатлела парижских католических священников, венгерскому фотографу Роберту Капа.

Первая женщина в Magnum Photos

К 1955 году фотограф Инге Морат стала первой женщиной, принятой в общество Magnum Photos. В своем творчестве она не ограничивалась одной темой и жанром: документальная серия 1954 года рассказывает о забеге буйволов в испанском городе Памплона, другая серия фотографий посвящена путешествию Морат в Китай, единичные снимки показывают жизнь на улицах городов, с фотографических портретов смотрят судьбы и личности, на модных фотографиях застыли тенденции ушедших десятилетий. Кроме того, Морат работала над фильмами и телепроектами.

Последние съемки Монро

В 1960 году Морат была приглашена на съемки фильма Джона Хьюстона «Неприкаянные», сценарий которого написал Артур Миллер и в котором снимались Кларк Гейбл и Мэрилин Монро, тогда еще жена Миллера. Это был последний фильм, в котором играла Мэрилин (она умрет в августе 1962 года), а брак Миллера и Монро трещал по швам (они разведутся в 1961 году). Фотографии Морат, на которых запечатлена как одна Монро, так и с супругом, рассказывают об актрисе в тот период очень правдиво и откровенно. Но у их интимности и уюта есть и другая сторона: в феврале 1962 года Морат и Миллер поженились и прожили вместе до самой смерти Инге в 2002 году.

Умевшая высвободить поэзию

Все фотографии, сделанные Инге Морат, полны жизни, они буквально дышат жизнью. Морат путешествовала по миру с фотоаппаратом: она побывала в Испании, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Иране, Китае, СССР, Италии. На протяжении многих лет Инге Морат рассказывала о жизни в этих странах и об их жителях и жительницах.

Ее работы всегда пронизаны эмпатией, глубоким пониманием личностей и характеров. Инге Морат живо интересовал объект съемки, и, зная много языков, успевшая пожить в нескольких странах, она тонко чувствовала культурные и социальные различия и ловила их в объектив своего фотоаппарата. Миллер так описывал то, что делала Морат: «Более чем полвека она высвобождала из людей и мест поэзию».

Интерес и любовь Инге Морат к культурным особенностям и различиям могут подтвердить ее собственные слова: «Больше всего мне нравится снимать в тех странах, где новые традиции пробиваются сквозь старые обычаи». Смелая и решительная в своем стремлении задокументировать жизнь здесь и сейчас, в 1950-х годах она работала в Иране и снимала, прикрыв фотоаппарат паранджой, несмотря на запрет и угрозы.

В память об Инге Морат

Издательство Magnum подготовило к выходу иллюстрированную биографию Инге Морат. В память о выдающейся женщине в книге опубликованы ее потрясающе живые фотографии, а также прослежен весь жизненный путь фотографа и влияние ее личных переживаний и событий ее жизни на ее творчество. «Инге Морат: иллюстрированная биография» – это последнее издание Magnum Foundation из серии публикаций о фотографах, в которых авторы пытаются ответить на вопрос, как личная судьба каждого фотографа влияет на то, каким образом они рассказывают зрителям о мире вокруг них. Инге Морат была очень смелой женщиной, которая стала первой женщиной-фотографом в середине XX века, открыто занимавшейся любимым делом и получавшей деньги за свой труд.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.