Вот как в Древнем Риме с размахом праздновали Рождество – пили-гуляли от души

Сегодня Рождество – это один из самых ожидаемых праздников в году. Дома украшаются гирляндами, огнями, центром торжества становятся елка и семейный ужин. Более 2 тысяч лет мы празднуем в этот день рождение Христа, но историки считают, что корни и традиции этого дня лежат в Древнем Риме. Что и как праздновали римляне?

Праздник Сатурналий

В середине зимы римляне праздновали Сатурналии, устраивая длинные каникулы для всего народа. Торжество было связано с чествованием бога Сатурна. В эти дни запрещалось быть серьезным, заниматься какими-либо делами и принимать важные решения. В дни Сатурналии чопорные и консервативные римляне отбрасывали все ограничения, в том числе сословные и родовые. Например, хозяева служили своим рабам во время пиршеств, взрослые прислуживали детям, выполняя все их прихоти, рабам разрешалось играть в азартные игры.

Аристократия, обычно носившая одежду только определенного кроя, цвета и вида, в дни торжеств облачалась в платья невообразимых оттенков. Приветствовались одежды красного, фиолетового и золотого цвета. Большинство рабов надевали на голову "колпаки свободы", давшие право невольнику быть свободным на период торжеств.

Люди пировали в домах и на улицах, историк Ливий отмечает, что к 217 году до н. э. Сатурналии получили больший размах и общественное значение, а также стали отмечаться в старейшем римском святилище – в храме Сатурна. На протяжении года ноги статуи, символизирующей божество, были связаны шерстяными нитями. В праздничные дни путы ослабляли, что становилось символом «распущенности» римлян.

Сатурналии получили описание в произведениях Гая Валерия Катулла, поэта первого века нашей эры. В стихах он упоминает, что это был самый популярный праздник в римском календаре.

Сатурналии – симбиоз торжеств

Появление Сатурналий историки связывают со слиянием трех масштабных зимних торжеств, проводившихся в Древнем Риме. Один из них посвящался чествованию Сатурна – бога посевов, семян. Второй праздник отмечал день Опалии, его жены, считавшейся богиней изобилия и урожая. В системе верований римлян Сатурн олицетворял небо, Оплия – землю, поэтому торжества в их честь заканчивались в один день. Третьим празднеством, вошедшим позднее в Сатурналии, стал день зимнего солнцестояния.

Так у римлян появился семидневный веселый праздник, отмечавшийся с 17 по 23 декабря. В период правления императора Августа семидневные каникулы были урезаны до трех дней, пришедший Калигула сделал праздник пятидневным. А во времена Макробиуса праздники продолжались 14 дней.

Традиции

Смыслом Сатурналий было изменение отношений между жителями страны, поэтому подарки почти не преподносились. Было несколько обязательных атрибутов торжеств – это белые свечи, называемые cerei, и глиняные оттиски лиц, или sigillariae. Свечи были символом увеличения светового дня после дня зимнего солнцестояния, а сигилларии являлись просто украшениями.

Далеко не всем нравились столь длинные и шумные праздники. Например, Сенека жаловался, что толпа не видела пределов в пиршествах, а Плиний-младший и вовсе запирался в рабочем кабинете, пока остальные члены семьи неистово отмечали Сатурналии.

Раннехристианские власти ратовали за упразднение этих торжеств, но в итоге церковь утвердила праздник Рождества Христова 25 декабря по григорианскому календарю, придав ему совершенно иной смысл и наполнение.

Попытки запретить Сатурналии предпринимались на протяжении нескольких столетий. Еще в 8 веке церковные власти жаловались, что люди Рима до сих пор празднуют языческие Сатурналии.

Насколько верно то, что Рождество стало продолжением Сатурналий, судить трудно, но теперь известно, что древние римляне уважали радости длинных зимних каникул.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.