Зачем женщины вступают в брак с женщинами: странный, но полезный обычай Танзании

Каждое лето молодожены отправляются провести медовый месяц в Национальный парк Серенгети в Танзании. Они спят в роскошных палатках, окруженные слонами и жирафами, а наслаждаться ужином, когда саванна становится оранжевой на закате - незабываемый способ начать долгую и счастливую любовную семейную жизнь.

Но с другой стороны гор Серенгети брак может означать нечто совершенно иное. 54-летняя Роби Матико и 26-летняя Бусина Самир женаты уже два года, но они не делят одну и ту же кровать и не носят кольца. Женщины живут в нескольких километрах к северу от Серенгети, недалеко от границы с Кенией. Каждое утро они просыпаются на рассвете и вместе вскапывают поля. Вечером они готовят и купают своих четверых детей. Пятый ребенок на подходе, но Бусина не перестанет копать, несмотря на ее ярко выраженный живот.

Брак по расчету

В Танзании однополые браки незаконны, и в последние два года правительство все чаще преследует гомосексуализм. Однако отношения Матико и Самиры не являются ни романтическими, ни сексуальными. Они вступили в брак благодаря уникальной традиции племени курия, называемой ньюмба нтобху («дом женщин»). Она позволяет пожилой вдове, у которой нет потомков мужского пола, жениться на более молодой женщине, у которой есть или может быть сын. Таким образом он унаследует ее землю и гарантирует, что ее род не исчезнет.

В племени курия эта традиция существует с древних времен, объясняет деревенский лидер Мвита Вамбура Нсаби, но она редко использовалась. Однако с ростом населения она распространилась. «С 70-х мы стали свидетелями роста ньюмба нтобху», - говорит Нсаби. - «Это неплохо, потому что сообщество не осуждает традицию.»

Союз Матико и Самиры, возможно, не имеет ничего общего с браком, но ставит ключевые вопросы о его сущности. Является ли брак результатом романтической любви? Или речь идет о расширении возможностей и поддержке друг друга?

Способ выживания

По традиции в Танзании, как и во многих других странах Африки и Ближнего Востока, женщинам не разрешается владеть какой-либо собственностью или наследовать ее. В сельских районах отсутствие земли означает отсутствие возможности есть, не говоря уже о том, чтобы зарабатывать деньги. Это значит не иметь дома и всегда зависеть от мужчин.

Для многих танзанийских женщин брак - единственный способ найти убежище. Матико и Самир принадлежат к племени курия, глубоко традиционной общине, которая придерживается суровых патриархальных обычаев, таких как женское обрезание и многоженство. Девочки часто вступают в брак в возрасте 13 лет, и цена невесты составляет девять коров.

Бесправие женщин

Но брак не обеспечивает долгосрочную безопасность. Женщины подвергаются риску, когда умирает их муж. Во многих африканских племенах вдова принадлежит семье мужа, и она решает ее судьбу. Обычно вдову просят выйти замуж за другого члена семьи - брата покойного мужа, двоюродного брата или его дядю.

У Матико были хорошие отношения с семьей мужа. Но после того, как он умер в 1998 году, она начала чувствовать их давление. Они продолжали просить у нее денег, чтобы помолоть кукурузу. Затем они повысили свои требования и хотели забрать участок кукурузного и просового полей.

80 % танзанийцев живут за счет сельского хозяйства. Национальные законы предусматривают равные права женщин и мужчин в отношении владения землей. Но обычаи их не обеспечивают.

В Танзании женщины составляют 51 % рабочей силы в сельском хозяйстве, но только 19 % из них являются землевладельцами. В большинстве случаев именно женщины работают на земле.

Безвыходное положение

В январе 2007 года во время земельного спора шурин Матико швырнул в нее камень. Он сломал ей правую ногу и несколько ребер. «Я была серьезно ранена и месяц просто сидела дома в надежде выздороветь, не получая никакой помощи», - пояснила Матико. - «Боль была настолько сильной, что я решила пойти к знахарю. Ему удалось исправить мою ногу, хотя и неправильно, потому что я все еще чувствую боль и не могу бегать или ходить на большие расстояния».

У Матико было 4 дочери, но они уже вышли замуж. Кто позаботится о ней сейчас?

Неожиданное спасение

В регионе Мара, где живет племя курия, самый высокий уровень насилия в семье среди супругов во всей Танзании. Согласно данным ООН, 78 % женщин подвергались сексуальному, физическому или психологическому насилию со стороны своих мужей. Самир была одной из таких женщин. До свадьбы с Матико она была замужем за мужчиной и была его второй женой. Ее заставляли работать без еды, а когда она отказывалась, то избивали.

Ей нужно было бежать. Матико нуждалась в ком-то, кто бы о ней позаботился. Теперь они женаты уже два года. «До того, как жениться по традиции ньюмбе нтобху, я жила одиноко, но теперь я счастлива, когда меня окружают люди», - говорит Матико.

«Я больше не страдаю», - добавляет Самир. Женщины делятся урожаем, который они собирают, и используют его, чтобы прокормить свою семью. Скоро их будет семеро.

Брак обеспечил безопасность и поддержку многим женщинам племени, которые живут в сообществе, где они не имеют никаких прав.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
2
Мне нравится идея такого брака. В местах, где женщины вынуждены защищать себя от насилия и жестокости противоположного пола, это особенно актуально.
Копировать ссылку
4
Замечательный обычай! Это действительно способ выживания и даже у нас это было бы спасением для многих женщин, которых мужья бросают с детьми. Психологическая и физическая помощь была бы им обеспечена, и иск алкоголизма у таких женщин сильно сократился бы. И детям это было бы на пользу.
Копировать ссылку
8
Хороший обычай.Подразумевает создание семьи без сексуальных обязанностей.Именно для взаимопомощи.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.