Почему часто повторяемое слово теряет смысл и еще 9 интереснейших психологических эффектов, которые объясняют поведение людей

Человеческий разум был предметом изучения и источником очарования на протяжении веков. Сознательное и подсознательное явление, которое происходит в уме, определяет поведение человека. Исследование разных эффектов способствовало продвижению лечения психологических проблем. Они также помогали в других областях, например, таких, как маркетинг. Вот некоторые из таких психологических эффектов, которые непременно удивят вас.

«Эффект тетриса»

Возникает, когда люди тратят очень много времени и внимания на активность, настолько, что мысли, мечты и ментальные образы становятся полными этого.

Эффект был назван в честь видеоигры Tetris, в которой геймер должен манипулировать падающими фигурами для создания горизонтальных линий без пробелов. Люди, которые играли в нее в течение длительных периодов времени, часто думают о том, чтобы соединить вместе здания, коробки и любые другие геометрические объекты реального мира. Галлюцинации или мечты о том, что горизонтальная линия соединится и исчезнет, часто встречаются у людей.

Эффект тетриса также можно встретить у людей, участвующих в логических конкурсах, которые включают в себя решение различных головоломок, особенно кубик Рубика. Опыт непроизвольной визуализации различных движений нужен для того, чтобы собрать кубик. Известные личности, такие как Сриниваса Рамануджан и Фридрих Энгельс, сообщали, что постоянно думают о числах или уравнениях. Вариация эффекта тетриса - это состояние «морских ног», иллюзия того, что пол поднимается и падает. Характерно для людей, которые были на лодке. Этот эффект они чувствуют после возвращения на землю.

«Эффект Пигмалиона»

Это психологический феномен, в котором действия человека зависят от того, чего от него ожидают другие. Чем выше ожидания, тем больше человек старается работать лучше.

Роберт Розенталь, выдающийся профессор психологии в Калифорнийском университете, и Ленор Якобсон, бывший директор начальной школы в Южном Сан-Франциско, провели исследование, чтобы проверить гипотезу о том, что реальность человека может быть положительно или отрицательно меняться под влиянием ожиданий других людей этого человека. Они дали студентам тест на IQ, результаты которого не были раскрыты учителям. Вместо этого учителям дали имена 20 % студентов, которые были выбраны случайным образом, и сказали, что они могут быть вундеркиндами.

Позже студенты получили еще один тест IQ в конце исследования. Несмотря на то что все шесть испытуемых показали среднее увеличение результатов тестирования как в контрольной, так и в экспериментальной группах, наблюдалось значительное увеличение среди учащихся, чьи имена были озвучены учителям. Это привело к выводу, что ожидания учителей влияют на успеваемость студентов, особенно в более молодом возрасте. По словам Розенталя, учителя школ могут подсознательно вести себя так, как это влияет на учеников. Эффект был назван в честь Пигмалиона, скульптора в греческой мифологии, который влюбился в статую, которую он сделал.

Есть следствие эффекта Пигмалиона, называемого «эффектом Голема», который является снижением производительности из-за низких ожиданий. Несколько педагогов-психологов критиковали исследование, указывая на то, что средние показатели IQ являются ненадежной мерой оценки интеллекта, в то время как другие утверждали, что учителя могли бы вести себя так, как они сделали, потому что они знали, для чего было проведено исследование.

«Эффект спящего»

Это задержка изменения отношения, когда кто-то соглашается с сообщением или рекламой с течением времени, даже если они были изначально против него из-за подозрительной информации.

Люди смотрят привлекательную или убедительную рекламу на телевидении и становятся убежденными ею, но постепенно их отношение смещается обратно к тем, которые они изначально имели. Они начинают смотреть ее так, как будто они никогда не видели ее вообще.

С другой стороны, когда люди наблюдают за убедительным сообщением, за которым следует что-то, что делает его ненадежным, например, отказ от ответственности или ссылка на ненадежный источник, зрители, которые сначала дисконтируют сообщение, как правило, становятся более убедительными с воздействием на него с течением времени.

Этот эффект впервые был отмечен среди солдат Второй мировой войны, группе из которых был показан пропагандистский фильм Фрэнка Капры «Почему мы боремся в попытке изменить мнения и мораль?» под наблюдением психолога Карла Ивера Ховланда и его коллег. Мнения солдат были измерены через пять дней и девять недель после просмотра фильма. Они обнаружили, что разница во мнениях между группой, которая смотрела фильм, и теми, кто не смотрел, была больше после девяти недель, чем через пять дней.

«Эффект ложного консенсуса»

Возникает, когда люди переоценивают, сколько других людей разделяют их мнения, убеждения и привычки. Это когнитивный уклон, который заставляет людей думать, что они «нормальные», согласно консенсусу, которого не существует.

Также известный в психологии, как «ложная предвзятость консенсуса», эффект является результатом желания соответствовать и быть любимыми другими людьми. Это часто рассматривается в группах, так как члены с большей вероятностью считают, что их коллективное мнение также выражается большим населением. Они достигают консенсуса, и поскольку он редко оспаривается из-за ограниченных контактов с теми, кто придерживается разных взглядов, группа считает, что все думают так, как они.

«Враждебный медийный эффект»

Это тенденция к тому, что люди с сильными мнениями воспринимают нейтральное освещение в СМИ как предвзятое по отношению к ним и в пользу своих оппонентов.

Этот эффект был впервые предложен Робертом Валлоном, ли Россом и Марком Леппером, которые также проводили эксперименты по его изучению. В 1982 году про-палестинским и про-израильским студентам Стэнфордского университета были показаны новостные клипы, связанные с резней в Сабре и Шатиле. При объективном измерении про-израильские студенты обнаружили, что у них больше антиизраильских ссылок, а про-палестинские студенты нашли больше анти-палестинских ссылок. Оба также сказали, что если нейтральный человек посмотрит клипы, то он выберет свою негативную сторону.

Ряд других исследований, проведенных по таким вопросам, как проблемы в Боснии, президентские выборы в США, закон о национальной безопасности Южной Кореи и другие, также показали враждебный эффект средств массовой информации. Объяснения эффекта включают выборочный отзыв, избирательное восприятие и рассуждения, мотивированные бедственным положением их стороны.

«Эффект Макбета», или «эффект Леди Макбет»

Происходит, когда кто-то чувствует желание очистить себя или имеет мысли об чистке себя после переживаний или запоминания чувства стыда.

Эффект был назван в честь леди Макбет из пьесы Шекспира «Макбет», которая подговорила своего мужа на убийство короля - развивалось навязчивое желание мыть руки, на которых женщина представляла пятна крови. Эффект является примером грунтования, психологической техники, в которой один стимул подсознательно влияет на другой.

Во время одного эксперимента группе участников было предложено вспомнить что-то хорошее, что они сделали в жизни, а другой - что-то плохое. Затем их попросили заполнить недостающие буквы в словах W_h, SH_ _ER и S_p. У тех, кто вспоминал плохой поступок, было на 60 % больше шансов заполнить слова wash, shower и soap вместо слов wish, shaker и stop.

В другом эксперименте, в котором участников попросили выполнить самоочищение, те, кто солгал устно, предпочли использовать устный чистящий продукт, в то время как те, кто записал ложь, предпочли чистящий продукт для рук, показывая, что эффект также локализован в части тела, совершающей плохое дело.

«Эффект Diderot»

Происходит, когда кто-то покупает что-то новое и чувствует себя вынужденным обновить или заменить свои существующие предметы, которые связаны с покупкой или находятся с ним поблизости.

Этот эффект был впервые описан в 18 веке французским философом Дени Дидро в своем сочинении «Сожаления при расставании с моим старым халатом». В произведении он рассказывает, как он получил красивый халат в качестве подарка. Это заставило его найти новый стиль. В конечном итоге, он заменил свою старую мебель на новые дорогостоящие варианты. Эффект был назван в честь Дидро в 1988 году антропологом и исследователем моделей потребления Грантом Мак-Кракеном. Этот вопрос часто обсуждается в таких темах, как зеленый консюмеризм и устойчивое потребление.

«Эффект внимания»

Это когнитивный уклон, в котором люди считают, что их неловкое поведение замечено больше, чем на самом деле.

Эффект внимания впервые был описан в журнале Current Directions» в 1999 году и был придуман Томасом Гиловичем и Кеннетом Савицким, хотя явление изучалось несколько ранее. Рассуждение, лежащее в основе эффекта, заключается в том, что люди, как правило, забывают, что, хотя они являются центром своего собственного мира, они не являются центром мира каждого другого человека, следовательно, люди делают неточное суждение о том, насколько заметны они или их недостатки.

Есть и другие эффекты, которые являются продолжением эффекта внимания. Один из них – «эффект Хоторна» или «эффект наблюдателя», в котором человек имеет тенденцию изменять свое поведение, когда кто-то наблюдает за ними. Это часто приводит к неправильным результатам во время опытов, если исследователи не осознают, какое влияние их наблюдение оказывает на испытуемых. Другой – «эффект аудитории», или «социальное облегчение», в котором человек стремится лучше выполнять простую задачу и хуже справляется со сложной задачей при наблюдении по сравнению с тем, когда они находятся в одиночестве.

«Эффект pratfall»

Это тенденция к тому, что человек, который обычно воспринимается как компетентный или некомпетентный, становится более привлекательным или менее привлекательным соответственно после совершения ошибки.

«Эффект pratfall», также известный как «эффект блемишинга», был первоначально описан американским психологом Эллиотом Аронсоном в 1966 году. У Аронсона были студенты, слушающие ленту, в которой актер, претендующий на участие в радио-викторине, правильно ответил на 92 % вопросов, а другой ответил правильно только на 30 %. Первый рассказал, что он пришел из средней школы с высокими академическими оценками, а второй - из обычной школы с посредственными оценками.

В конце концов, они совершали ошибку в экспериментальной ленте, а не ошибку в контрольной ленте. Когда доктора попросили оценить привлекательность участников викторины, Аронсон обнаружил, что промах, сделанный умным, был оценен более сильно, а промах среднего ученика воспринимался, как менее привлекательный.

Тем не менее, есть несколько факторов, способствующих, например, тенденции к тому, чтобы наблюдатель сравнивал себя с человеком. Если наблюдатель обладает такой же компетенцией, как и подопытный, то у первого меньше шансов найти его привлекательным после ошибки, поскольку это может поставить под угрозу самооценку наблюдателя.

«Семантическое насыщение»

Это явление, в котором слово или фраза временно теряет смысл, когда вы слушаете, говорите, читаете или пишете его неоднократно.

Термин «семантическое насыщение» восходит к 1962 году и был придуман Леоном Якобовицем Джеймсом в его докторской диссертации в Университете Макгилл в Канаде. Также известный как «семантическое насыщение» или «словесное насыщение», эффект, как полагают, происходит потому, что повторение вызывает повторную нейронную модель, связанную со значением слова, вызывая снижение интенсивности нейронной деятельности. По словам Джеймса, эту концепцию можно использовать для лечения фобий путем систематической десенсибилизации. Одним из разработанных приложений является лечение речевого беспокойства, испытываемого заикания семантической сатиацией, тем самым уменьшая интенсивность отрицательных эмоций во время разговора.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какой из описанных эффектов вы считаете наиболее интересным?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Про тетрис не слышала раньше...
Копировать ссылку
Я как-то читал про интересный "эффект", которого здесь к сожалению не приведено. Он заключается в том, что когда начинаешь усваивать какой-то новый (часто сложный) навык, то в первый раз выполнение этого действия может пройти легко и эффективно. А потом приходится тратить много времени и усилий на то, чтобы добиться стабильной реализации этого навыка на таком же уровне. То есть человек сразу воспроизводит "демо-версию" нового навыка. А потом долго и упорно и его оттачивает как-будто с нуля.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.