На первом этаже национального Американского музея естественной истории размещена интересная диорама. На ней воспроизведены события, происходившие в XVII веке. Происходит встреча голландских поселенцев с ленапе – коренным племенем, населяющим Нью-Амстердам (ныне Нью-Йорк). По идее, живописная картина с передним предметным планом должна показывать дипломатические переговоры между двумя группами. Но изображение передает другую историю. Были приняты меры по восстановлению исторической справедливости. Посетители высоко оценили торжество правды над бытующими в обществе стереотипами.
Встреча делаваров и голландцев
Сцена происходит в расположении так называемой Батареи, с кораблями на горизонте. Соплеменники носят набедренные повязки, а их головы украшены перьями. На заднем плане можно видеть нескольких женщин из народа делаваров с обнаженным торсом, в юбках средней длины. Их головы покорно опущены. Весь их облик "кричит" о преданности и повиновении. Трудно поверить, что это представительницы клана, принадлежность к которому наследовалась по линии матери.
Перед ветряной мельницей – два полностью одетых голландца, один из которых кладет оружие на плечо. Другой, Питер Стуйвесант, колониальный губернатор Новой Голландии, милостиво протягивает руку, чтобы получить приношения, принесенные ленапе европейцам. Они - герои: пришли, увидели, победили. Этот мотив буквально сквозит в каждой детали художественного оформления.
Сила стереотипов
Однако, критики не на шутку встревожились: диорама изображает скорее культурную иерархию, но никак не культурный обмен. Сотрудники музея признались, что знают об этом и заняты серьезным анализом деталей европейского проникновения на территории, где проживали коренные народы. Были проведены дополнительные исследования. Стало ясно: экспозиция требует обязательной корректировки прочтения. Неверную трактовку событий подтвердил и Бредли Пекор.
Этот историк известен своими познаниями по теме происхождения и становления уклада жизни меномини – индейского народа, относящегося к алконкинской языковой семье. Его мнение таково: диорама, созданная в 1939 году, наполнена историческими неточностями. В ней сквозят штампы местных представлений. «Стереотипы мышления формировались на протяжении веков и сильны до сих пор. Они формируют представление американской общественности о коренных народах».
Пролить свет на события прошлого
Около года назад музей попросил мистера Пекора помочь решить проблему диорамы. Ее нужно полностью демонтировать? Или достаточно снять защитное стекло и что-то изменить? Лаури Холдерман, вице-президент музея по выставке, призналась: «Вероятно, проще было просто не афишировать исторические подробности». Признавать промах в толковании страниц летописи страны было крайне проблематично.
Но администрация национального музея решила восстановить историческую справедливость и пролить свет на «дела давно минувших дней». Сотрудники не сомневались: посетителям будет интересно узнать о том, что не так на картине. Более того, это позволит зрителям дольше задержаться у «панно», вникая в тонкости».
Пересмотрите сцену!
Решено было отобразить изменчивость природы самой истории. Этот факт отображен в сопроводительных пояснениях на стекле. Да, на диораме в Мемориальном зале Теодора Рузвельта изображена встреча голландского колониального губернатора Питера Стуйвесанта с представителями племени ленапе. Однако, экскурсоводам есть, что добавить. Но и без гида посетители не останутся в неведении.
Хотя само художественное изображение остается нетронутым, дополнительный этикетаж в количестве 10 лейблов суммирует различные проблемы толкования. Все доводы тщательно проанализированы и отобраны в ходе предварительного исследовательского процесса, который занял большую часть 2018 года. Самый большой щит, видимый на расстоянии, приглашает посетителей «пересмотреть сцену», прочитать записки на стекле.
Оритани – вождь индейцев
Музейщики выполнили свой долг по сохранению действительного, а не желаемого. Что же написано на этикетках? Примерно следующее:
- "Если бы картина была исторически точной, то ленапе были бы одеты по этому случаю в меховые одежды и украшения, которые обозначали лидерские позиции".
- "Каноэ можно было бы увидеть в воде рядом с европейскими кораблями. Они были жизненно важны для колониальной торговли, обеспечивая доступ к предметам, найденным в глубине страны, где более крупные корабли не могли ориентироваться".
- "Женщины не носили столь непрактичную одежду. Кроме того, некоторые из них, вероятно, участвовали в переговорах, поскольку женщины в ленапе (как в прошлом, так и в настоящем) обычно играют руководящую роль".
- "В то время, как Питер Стуйвесант был первоначально идентифицирован, стоит обратить внимание и на Оритани – уважаемого вождя индейцев Хакенсак, живших на северо-востоке Нью-Джерси (клана ленапе)".
За ценой не постояли
Список уточнений можно продолжить. Но и он не полон. На стекле оставлено место для внесения очередных поправок. «Одним из направлений этой работы является понимание того, кто и как рассказывает эту историю в музеях», – говорит г-жа Халдерман.
Вместе с ней и господином Пекором над проектом работал куратор музея североамериканский этнолог Питер Уайтли. Он отметил, что проблемы перестройки диорамы возникли еще в 2001 году, в самом начале его пребывания в этой должности. Представитель музея оценил сумму проделанных оформительских работ в десятки тысяч долларов. Сама администрация не уточнила размер затрат.
Рузвельту почет, но истина дороже
Диорама является одной из четырех в Мемориальном зале Теодора Рузвельта. Зал был открыт для посещений вскоре после смерти президента в 1919 году. Американцы изучают биографию президента, ценят вклад Рузвельта в развитие страны. Сцена в Новом Амстердаме призвана почтить его голландское происхождение. Хотя Теодор не был прямым потомком самого Стуйвесанта.
Тем не менее, присутствие коренных народов на этой выставке означает их роль в истории. Прогрессивные жители Америки считают: нельзя считаться настоящим американцем без признания коренных американцев. Именно поэтому в музее и непосредственно у диорамы всегда много посетителей.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание