В каждой сказке доля сказки - все остальное правда: зачем Баба Яга сажала детей в печку

Все мы знаем, что баба Яга в славянской мифологии - персонаж колоритный и популярный. Мы с детства читаем о ней в сказках и воспринимаем в качестве антагониста доброго героя. Изначально баба Яга кажется нам злом, которое хочет навредить доброму герою. Но на самом деле не все так просто.

Образ в деталях

Образ бабы Яги уходит в корнями во времена матриархата. Есть мнение, что на самом деле она когда-то была жрицей, которая участвовала в погребении мертвых.

Чаще всего в сказках старушка предстает в образе дарительницы - она одаривает главного героя какими-то волшебными атрибутами, которые позволяют ему спасти возлюбленную. Также она - похитительница детей, которая жарит их в печи, а затем ест. Кроме этого, баба Яга нередко выполняет функцию хранительницы.

Народный фольклор всегда стремится сделать хозяйку избушки на курьих ножках уродливой. Ведь такой и представляют люди нечистую силу. Баба Яга - обладательница огромного носа, звериного обоняния, огромных грудей. При этом у нее всегда есть костяная нога. Но вовсе не с целью изуродовать внешность ей приписывают последнюю.

В древних поверьях народов, говоривших на индоевропейских языках, в стопе ноги заключалась живая душа человека. Если нога отсутствовала (была костяной или золотой), это свидетельствовало о том, что перед нами - лишь дух, или навь - душа предка. То есть, основная функция бабы Яги заключалась в посредничестве между миром живых и мертвых.

Живет она в дремучем месту либо за огненной рекой, за Калиновым мостом. Стоит ли говорить, что мост, по поверьям наших предков, являлся порталом из мира живых в царство мертвых?

Избушка на курьих ножках

Исследователи давно пришли к выводу, что всем известная избушка - это гроб. Языческий домик мертвых, который в некоторых областях России сохранился до наших дней, действительно стоит на курьих ножках. Курьих, но не куриных. Все дело в том, что сваи, на которые ставили домовину в болотистых местностях, окуривали дымом. Чтобы покойник не вернулся в прежний дом, путь от жилища до последнего пристанища умершего заметали метлой.

Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие было обращено в лес. Наши предки верили, что покойники летают на своих гробах и относились к ним с особым трепетом и почтением.

Итак, домовина стоит к лесу передом, но герой сказки требует, чтобы она повернулась к нему передом, а к лесу задом. Это объясняет, что он хочет перейти через этот "контрольно-пропускной пункт" в другой мир. И ему это удается. А баба Яга, в свою очередь, является сторожем, который не позволяет живым попасть в царство духов (тридевятое царство). Но героя пропускает, потому что он знает определенные обряды.

Вы замечали, что герой выполняет несколько странных действий, которые современному человеку объяснить трудно? Он требует приготовить ему баню и дать еды. А ведь именно ритуальное омовение и "трапеза" покойника - обязательные атрибуты похоронного ритуала. Герой тем самым показывает, что его можно считать усопшим и пропустить через границу.

Баба Яга также одаривает его волшебными атрибутами и полезной информацией. Герой после этого начинает ласково звать ее "бабушкой".

Похитительница детей

Сегодня некоторые исследователи считают, что прототипом бабы Яги была Марена - славянская богиня Зимы и Смерти. При этом Марена не является отрицательным персонажем славянской мифологии. В представлениях наших предков были тесно связаны добро и зло, смерть и рождение.

Похитительница детей - это один из самых страшных образов бабы Яги, который выставляет ее людоедкой. Но этнографы уверены, что данный ритуал был популярен у многих народов Восточной Европы. Он связан с символической смертью, которая предшествует каким-то изменениям в жизни. Очень часто свадебные ритуалы были проводились как похоронные процессии. Потому что девушка "умирала", а вместо нее рождалась замужняя женщина.

Младенцев баба Яга похищала неспроста. Все дело в том, что печка когда-то являлась символической утробой матери. И наши предки действительно "перепекали" недоношенных или ослабленных болезнью младенцев.

Проводился ритуал следующим образом: ребенка обмазывали тестом (приготовленным на особенной воде и сопровождаемым массой заговоров), привязывали к хлебной лопатке и отправляли в теплую печь трижды. Делала это либо мама, либо бабушка-повитуха, либо старейшая жительница деревни.

Младенец временно отправлялся обратно, в материнскую утробу, которую символизировала печь, а затем возвращался в мир живых. При этом его также благословлял священный семейный огонь.

Покровительница и защитница

Следует отметить, что в древних славянских мифах сохранились истории о Ягине. В представлении наших предков она была богиней, женой Велеса. Ягиня покровительствовала славянам. Сохранилось сказание о ее встречи с возлюбленным:

Ягиня хозяйкой границ была, и хранительницей земель Явных. Без ее ведома ни одна душа в Лес ступить не могла. Не могла Макошь дочь свою своевольную долго выдать замуж, потому как уговор у нее с ней был такой: только тот, кто в бою честном и равном одолеет богиню молодую, и станет ей мужем любимым. Много кто сватался к прекрасной Ягине, да только сердце девы не лежало ни к кому, словно часа своего она ждала. И дождалась, когда сам Велес встретился ей на пути. По землям ее ступал, да только не силой своей врата открыть хотел, а как положено — приглашением хозяюшки. И бились они, да только не насмерть, а на любовь. Потому как Ягиня, все ведающая, знала, что судьбой ей уготовано стать вечной и верной супругой для Велеса. И поселились Велес и Ягиня на границах Миров, и от дома их него тянулись корни всех растений на земле, и текли все реки

Добросердечная богиня особенно опекала сирот, повелевала птицами и зверями. Трудно сказать, как из прекрасной девушки она превратились в бородавчатую старушку.

Богиня или колдунья?

Исследователи считают, что образ Ягини мог трансформироваться из-за знахарок и ведуний (которых позже начали называть ведьмами). Они жили в лесах, мало общались с людьми, но занимались травничеством и могли помочь при необходимости. Конечно, отношение к ним было довольно противоречивым. С одной стороны, их боялись, потому как считали: тот, кто живет в лесу, знается с нечистой силой. С другой стороны, без их помощи порой было не обойтись.

То есть, образ бабы Яги был абсолютно положительным, но народный фольклор наполнил его отрицательными характеристиками. Поэтому персонаж получился достаточно красноречивым. Приводим старинный русский приворотный заговор:

Помолюся я, поклонюся Бабе-Яге и ее дочерям. Ой, еси, вы, яги-бабовы дочки, присушите рабу божию Настасью ко мне, доброму молодцу, метлами, все следы заметите, клюками застучите, огонь в печах медных разожгите, чтоб пеклась так обо мне Настя и калилась ее любовь, как медная печь огненная, во всякое время, во всякий час.

Сегодня уже трудно сказать, каких дочерей имел в виду автор этого заговора. Возможно, кикимор, которых некоторые считают дочерьми бабы Яги? Этот заговор подтверждает божественное начало данного образа.

Заключение

Как видите, наши сказки полны символичных тонкостей, которые открывают особенно внимательным верования наших предков. Увы, теорий достаточно много, мы не знаем, какая из них наиболее приближена к реальности. Да и вряд ли узнаем. Нам остается лишь с интересом впитывать эту информацию и гадать, так ли это было на самом деле.

А как считаете вы, к какому персонажу можно отнести бабу Ягу - к отрицательному или положительному?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.