Кому, когда и сколько: как правильно давать чаевые и благодарить за услугу

Согласно сложившемуся этикету, в среднем сумма чаевых должна составлять порядка 10-15 процентов от суммы чека. Такие деньги платятся в добровольном порядке и выступают в качестве поощрения сотруднику сферы услуг, работа которого вас удовлетворяет. Вознаграждение является фактором, способствующим улучшению качества сервиса. Статистика свидетельствует, что лишь половина потребителей услуг считает обязательным платить чаевые. А все оставшиеся или незнакомы с данным понятием, или толком не знают, как это делается.

Поощрение приносит выгоду всем

Как уже было сказано выше, поощрять работников сервиса не входит в обязанности потребителей. Тем более если кто-то из них не проявляет особого старания и расторопности, делать это нежелательно. Выражение благодарности является актом сугубо доброй воли, и формальный подход здесь неуместен.

В большинстве случаев поощрять обслуживающий персонал полезно, это приносит выгоду. Оставить "на чай" 100-200 рублей совсем не обременительно для кошелька. Этот жест положительно повлияет на обслуживание в будущем, на отношение к потребителю. Тем более если персонал приложил дополнительные усилия.

Кому платят чаевые?

Существуют сферы и должности, которые предполагают дополнительную плату. А ее отсутствие воспринимают как недовольство клиента. Традиционными местами, где рекомендовано жертвовать небольшие суммы персоналу, являются, например, рестораны, дорогие отели. Когда имеются в виду должности, речь идет о:

  1. Таксистах. Им оставляют либо процент от стоимости поездки, либо просто незначительную сумму. Ее величину определяют сложностью маршрута и его продолжительностью.
  2. Официантах и барменах в кафе или ресторане. Оптимальная величина чаевых - 15 процентов. Эта цифра действует и для последующих должностей.
  3. Парикмахерах, мастерах маникюра, косметологах.
  4. Горничных, портье в гостиницах.
  5. Заправщиках.
  6. Доставщиках пиццы, курьерах, посыльных.
  7. Швейцарах.
  8. Консьержах и вахтерах.
  9. Гидах и экскурсоводах.
  10. Продавцах.
  11. Гардеробщиках.
  12. Проводниках в поезде, когда оплачиваются дополнительные услуги.
  13. Аниматорах.
  14. Работниках автосервиса.

Не дают чаевых тем людям, профессия которых предполагает высокую оплату труда. Здесь выражают благодарность небольшими презентами.

Не принято давать "на чай":

  • стюардессам;
  • врачам;
  • чиновникам и должностным лицам (есть риск наказания за взятку);
  • психоаналитикам;
  • переводчикам;
  • тренерам.

Чаевые нужно выдавать наличными деньгами. Чтобы не складывалась неловкая ситуация, при посещении различных заведений лучше иметь при себе мелкие купюры. Их можно присовокупить к карте в ресторане или положить в конверт, покидая гостиницу.

Существуют категории работников, которые редко сталкиваются с клиентами лично. К таковым относятся, например, горничные в отеле. Им деньги оставляют либо на кровати, либо в конверте, который подписан и помещен на видное место. Благодарность выражается тогда, когда услуга уже оказана. Швейцарам и портье чаевые даются на входе или возле двери, ведущей в номер.

Каким должен быть размер благодарности?

Сумма чаевых, в принципе, формируется исходя из волеизъявления посетителя. Однако существует порог, опускаться ниже которого нецелесообразно. Это от 5 до 15 процентов от суммы счета или 100-200 рублей. Меньший размер чаевых некоторых может и обидеть.

По большому счету, сколько денег оставлять в салоне красоты, в ресторане, в автосервисе, определяется в соответствии с качеством оказанной услуги. Если клиент остался очень доволен вкусной едой, ее подачей, красивой стрижкой, он может оставить официанту или мастеру вполне приличную сумму.

Как правильно поощрять обслуживающий персонал?

Вот несколько немудреных правил, которые помогут с достоинством выразить благодарность работнику и не обидеть его:

  1. Не нужно смущаться, когда вы вручаете чаевые, стоит улыбнуться искренне и сказать "спасибо".
  2. Противопоказано передавать деньги с видом великого одолжения или же делать намеки на дополнительные услуги.
  3. Не следует очень долго копаться в кошельке, разыскивая мелочь или, наоборот, действовать впопыхах.
  4. Горсть монет, вложенная в руку официанта или портье, может обернуться обидой. Поэтому использовать такую форму благодарности считается недопустимым.
  5. Не стоит с высокомерным видом заявлять, что сдачи не требуется. Это может выглядеть как попытка возвыситься за счет персонала и нанесет оскорбление.

Далее рассмотрим, как к чаевым относятся за рубежом.

Чаевые за границей

В странах Европы, Америки и Азии можно наблюдать различное отношение к культуре чаевых. Вот некоторые примеры.

  1. В Соединенных Штатах вручать чаевые принято буквально во всех обслуживающих сферах. Оставить без дополнительных денег официанта или таксиста - дурной тон.
  2. Во Франции чаевые - дело государственное. Их размер приближается к 15 процентам. Часто их включают в счет.
  3. В таких странах, как Китай, Корея, Новая Зеландия, Австралия, Исландия, скандинавских, вообще не принято давать деньги "на чай". Это допускается лишь в туристических зонах.
  4. В Японии вручение чаевых может стать оскорблением для хозяина заведения. Там считают, что гостеприимство не предоставляется за деньги.
  5. Напротив, в Турции, Египте, Тунисе, где в большой степени развиты туристические отрасли, предполагается, что персонал получает чаевые от гостей в обязательном порядке.

А что происходит в этом плане в нашей стране?

Отношение к чаевым в России

На постсоветском пространстве тема чаевых возникла относительно недавно. В СССР считалось, что каждый работник получает ровно столько, сколько стоит его труд. Фактически чаевыми баловали в основном работников ресторана. Иногда не брали сдачу в магазине и в такси. Подарки вручались учителям и врачам. Сейчас положение изменилось. Средний размер чаевых в России - это 100 рублей или же 10 процентов от суммы счета. Если клиент щедрый, он платит гораздо больше. Вручение чаевых все больше входит в обычай.

Чаевые в качестве основного заработка

В Соединенных Штатах во многих гостиницах и ресторанах официанты, портье от хозяина получают чисто символические суммы, на которые прожить невозможно. Предполагается, что основную сумму он должен получить от щедрых клиентов, что ставит работника в прямую зависимость от настроения посетителей. В последнее время подобная тенденция стала наблюдаться и в российской системе обслуживания, в общественном питании и гостиничном бизнесе.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы считаете вручение чаевых нормой?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.