Чайный магнат Томми Липтон: как "лучший неудачник в мире" добился успеха?

Подписаться Редактировать статью

Вы знаете, что величайший чайный магнат получил прозвище "лучший неудачник в мире"? Произнесите слово Lipton, и вам на ум придет желтая пачка с чаем. Мало кто знает, что за этим брендом стоит необычная история о восхождении человека от самых низов к богатству, о филантропе и спортсмене, о человеке, который сделал себя сам. Был ли сэр Томас Липтон действительно неудачником?

Сыр

В начале декабря 1881 года пароход пришвартовался в Глазго с необычным грузом на борту, привезенным из Америки. Это был самый большой в мире... сыр.

Толщиной 60 см и 4 метра в диаметре, он явил собой чудо, поглазеть на которое собрались сотни зевак, поскольку его пришлось везти на тягаче в магазин Липтона на Хай-стрит, где обнаружили, что он не проходит в дверной проем. Его понесли дальше, до магазина Lipton's Jamaica Street, удачно отличавшимся более широким дверным проемом, в конечном итоге сыр втащили через окно магазина.

Этого исполина окрестили "Джамбо", и в течение двух недель толпы восхищались зрелищем невероятного сыра, сделанного из молока 800 коров с помощью труда 200 доярок.

Это был ошеломляюще эффектный рекламный трюк, но у Томми Липтона было еще кое-что в запасе. Он ведь хотел всегда нечто большее, чем просто успех.

Уловкой, достойной Вилли Вонки, он превратил гигантский сыр в золотое чудо, из которого, как кроликов из шляпы, Липтон доставал золотые соверены (британские монеты).

За несколько дней до Рождества одетый в белый костюм Липтон начал резать "Джамбо".

Полицейские пытались поддерживать порядок, пока помощники Липтона заворачивали ароматные кусочки и передавали их народу, пришедшему сюда в надежде на счастливую покупку. О да! Это был триумфальное театрализованное представление от человека, который был на гребне волны своего фантастического успеха, продуктовые магазины которого работали практически повсеместно, а слух о невероятной удаче коммерсанта распространялся по всему миру.

Детство

Как начиналась история успеха упрямого шотландца? Родившийся в 1848 году, сын иммигрантов из округа Ферманах познал первые уроки розничной торговли, когда его отец основал небольшой продуктовый магазин в густонаселенном районе на южном берегу Клайда. С 10 лет мальчик забирал продукты в тележке с судов, проходящих по реке. Корабельные доки, так же как и рассказы моряков, очаровывали молодого Томми Липтона.

В возрасте 15 лет он устроился юнгой на пароход. Два года спустя он сэкономил достаточно денег для поездки в Америку. Это было началом его непростого пути.

Где Томми только не работал, даже на рисовых и табачных плантациях в Вирджинии и Южной Каролине, но наибольшее влияние на молодого человек все же оказал Нью-Йорк.

Уроки Стюарта

На Бродвее он устроился в гигантский магазин, принадлежащий другому иммигранту ирландско-шотландского происхождения, - Александру Терни Стюарту.

Это был настоящий мраморный продуктовый дворец, один из крупнейших магазинов в мире того времени. Стюарт опробовал здесь новый способ продажи товаров. "Он использовал массу стратегий, которые позднее реализовывал Липтон в своей работе", - объясняет куратор музея города Нью-Йорка Стив Яффе.

"Не завышай сильно цену по сравнению с закупочной, делай ставку на большой объем товара. Приличный объем реализации даст заработать, даже не устанавливая высокую цену на продукцию, зато для покупателей стоимость будет разумной."

Стюарт вел продажу по четко фиксированным ценам, тогда как лавочники торговались с покупателями.

Это безупречно работало, особенно когда за прилавком стоял "Мистер Очарование". Через пять лет Томми покинул Стюарта, но с пониманием и видением того, как нужно работать, чтобы добиться успеха.

Собственный магазин

Еще в начале 20-х годов он открыл собственный магазин - Lipton's Market в Stobcross. Иной, неведомый никому формат. И его манера ведения бизнеса, и сам Липтон был уже не мальчиком Томми - делится директор Фонда Томаса Липтона Лоренс Бреди.

У него есть помощники по продажам в ярких белых фартуках, у него ряды ветчины, ряды сыров.

Его магазин очень ярко освещен, безупречно чист, и за прилавком стоит "Мистер Очарование", приветствующий и предлагающий каждому вошедшему лучшие продукты в магазине.

Секрет прост - работа без посредников

Это был "поцелуй Бога" - невероятный успех. Подобные магазины скоро распространились по всей центральной Шотландии - все с тем же именем над дверью. Lipton.

Но это было только начало. Будущий чайный магнат знал, что процветание его бизнеса зависит от постоянного предложения высококачественной продукции. Чтобы перейти на следующий уровень, он отправился обратно в графство Фермана, чтобы договориться о поставках. Он искал ирландскую продукцию, потому что знал, что это именно то, чего хотят его клиенты.

Он изменил свой метод работы, поставив своих людей на местах, и с их помощью вышел напрямую на фермеров (а не пришел к ним на рынок), и фермеры дали ему лучшую цену. Он убрал посредников, и это стало революционным шагом в ведении бизнеса.

Новый подход был настолько успешным, что однажды у Липтона закончились наличные и ему пришлось заложить свои золотые часы за 30 шиллингов, чтобы заключить сделки с нетерпеливыми фермерами.

Липтон наступает

Первый магазин Lipton в Глазго должен был доказать, что новая модель торговли - это успешный вариант ведения бизнеса. Его магазины распространились по всей Шотландии и всегда открывались с большой помпой.

Загадочные рекламные щиты и листовки объявляли: "Липтон наступает". Скульптура из масла в окне, парад живых свиней, вызвавших хаос в центре города - всего лишь некоторые из трюков, которые сделали открытие магазина Lipton грандиозным событием.

За элегантными фасадами магазинов заложили бизнес-механизм, который стимулировал прибыль и расширение. Томми Липтон не полагался на сторонних поставщиков, он полностью контролировал сам цепочку поставок. От печати наклеек до упаковки - все сам, без посредников.

Поскольку магазины Lipton распространились по всей Великобритании, его следующим шагом было завоевать Америку, снова применив формат торговли без посредников. Он приобрел целую фабрику по упаковке мяса, назвав ее в честь своей матери.

Вернувшись в Британию, он занялся сыром. Гигантские головки ароматного пряного продукта от Липтона стали регулярными предрождественскими "аттракционами". Говорят, что менеджер магазина в Ноттингеме нанял слона для перевозки одного из сыров-гигантов через город.

В 1887 году Липтон предложил подарить королеве Виктории еще больший сыр весом не менее пяти тонн, но получил вежливый отказ. Показалось ли это забавным Ее Величеству - история умалчивает.

Чай - новая любовь

Липтон всегда находился в поиске очередной возможности для бизнеса, в первую очередь в области продуктов питания. И один из них навеки связан с именем Томаса. Это чай.

Липтон смог гарантировать неизменное качество продукта, импортируя его непосредственно с собственных плантаций. Чай когда-то был ценным товаром, который стоил больше, чем золото, но к середине XIX века цена упала, и он быстро стал любимым напитком среди викторианских средних классов.

В мае 1890 года Липтон отправился на Шри-Ланку, чтобы купить свою первую чайную плантацию. И начав торговлю чаем, сразу же он поставил своих конкурентов в невыгодное положение. У Липтона возникла идея стандартизировать чайную смесь и упаковать ее таким образом, чтобы она была постоянно свежей и - что более важно - сохраняла свою свежесть долгое время.

На пути к своей мечте через элитные эшелоны

У Липтона было много плантаций на Шри-Ланке, его товар продавался на самых фешенебельных улицах викторианского Лондона. Маленький безродный мальчик Томми Липтон постепенно внедрился в высшие эшелоны викторианского общества.

Когда принцесса Уэльская Александра решила организовать благотворительный праздник в честь юбилея Ее Величества, именно Липтон пришел ей на помощь с пожертвованием в 25 000 фунтов стерлингов (более 2 миллионов фунтов стерлингов в современных деньгах).

В следующем году он был посвящен в рыцари. Его обаяние било ключом и распространялось на все и всех вокруг. К нему тянулись, с ним хотели общаться.

Липтона признали в викторианском высшем обществе. В 1898 году он сохранил за собой контрольный пакет акций своей компании, в итоге заработав порядка миллиарда фунтов стерлингов.

Итак, к своим 50 годам он подошел богатым и состоявшимся человеком, теперь у него были деньги, чтобы реализовать мечту своего детства.

Почему же он, такой успешный бизнесмен, получил прозвище "лучший неудачник в мире"?

Кубок Америки

Это старейший международный спортивный трофей в мире.

И шхуна, построенная членами нью-йоркского яхт-клуба, носила гордое имя "Америка". В 1851 году это судно было отправлено на остров Уайт по приглашению Королевской яхт-эскадрильи на гонку - и команда привезла домой богато украшенный серебряный трофей. Несколько лет спустя они посвятили себя международному спортивному парусному спорту.

И - посыпались неудачи

В детстве Липтон был очарован кораблями, прибывающими в Глазго, вдохновенно конструировал модели и запускал их в городские пруды.

И теперь "продуктовый магнат" получил возможность присоединиться к миру элитного яхтинга в его стремлении завоевать главный трофей уже в этом спорте.

Существовали строгие правила для тех, кто надеется выиграть Кубок Америки. Яхты должны были быть построены в стране-участнице и прибыть в нужное место к началу гонки. Они также должны были быть членами яхт-клуба.

Но когда Липтон подал заявку на вступление в престижную эскадрилью королевских яхт, он обнаружил, что даже огромного богатства и престижа не всегда достаточно. Его не приняли - ах этот снобизм...

Но он не унывал, и вместо этого присоединился к Royal Ulster Yacht Club, базирующемуся в Бангоре, графство Даун. Первый его заплыв в 1899 году был неудачным. Его яхта Shamrock не завоевала наград, но ее хозяин - Томас Липтон - завоевал народные сердца.

Все говорили о сэре Томасе Липтоне. Человек и бренд получили сильную связь и огромную любовь за век до таких магнатов, как Ричард Брэнсон, Стив Джобс и Илон Маск, Липтон был инициатором идеи бренда, построенной вокруг определенного человека. Его лицо в кепке яхтсмена появилось на большей части упаковок его товара, женщины были без ума от него, все хотели сделать с ними фото. Он снискал славу уровня Элвиса Пресли. Люди верили ему и хотели покупать товар только у него.

Но если что-то не твое - оно тебя и не коснется. Сэр Томас Липтон снова и снова принимал участие в Кубке Америки в 1901 и 1903 годах на новых яхтах, "Шамрок II и III", и снова безуспешно.

"Эрин" погибла во спасение людей

Его роскошный пароход Lipton Erin поразил весь мир. Говорят, что он запретил все разговоры о религии или политике во время пребывания на борту.

К сожалению, "Эрин" в 1915 году была затоплена немецкой подводной лодкой - Томас Липтон, не моргнув глазом, отдал ее на служение в качестве больничного корабля в 1914 году (он собственноручно снарядил свою любимицу и передал ее Красному Кресту).

Пятое фиаско на Кубке Америки

Томас Липтон остался верен своей мечте, в очередной раз приняв участие в Кубке Америки в 1920 году. Как всегда, он был близок к успеху, но "эта старая кружка", как он иронично называл трофей, ускользнула от него и на сей раз. Тем не менее смирение, с которым он принял очередное поражение, вновь восхитили американцев. После его пятой и последней попытки в 1930 году взять неподдающийся кубок голливудский актер Уилл Роджерс начал кампанию, попросив американскую публику пожертвовать доллар, чтобы купить и подарить любимцу народа золотую "Чашу любви" - во славу настойчивости и спортивного духа "большого неунывающего неудачника".

Великий филантроп и вдохновитель мира

Вместе с "Чашей любви" Липтону была подарена книга с сердечными признаниями в любви чайному магнату из всех уголков Америки. Ее вручал мэр Нью-Йорка, книга была украшена резными трилистниками, а надпись на ней гласила: "Во имя сотен тысяч американцев и доброжелателей сэра Томаса Джонстона Липтона".

Великий бизнесмен и филантроп скончался год спустя, завещав большую часть своего состояния родному Глазго. Он был похоронен менее чем в миле от улицы Горбалса, где он родился.

Сеть продуктов Lipton в значительной степени забыта, но имя увековечено в чае, марка сегодня принадлежит Unilever. Но для современных бизнесменов Липтон по-прежнему является вдохновителем. И хотя он так и не осуществил свою главную мечту - выиграть заветный кубок, он победил в другом - завоевал огромную любовь, уважение и восхищение людей абсолютно всех слоев общества.


Боевые искусства
Направления
Аксессуары
Домашние животные
Природа
Окружающая среда