Айсберги в Африке: кому и зачем это нужно?

Подписаться Редактировать статью

Поскольку Южная Африка сталкивается со все более серьезной нехваткой воды, некоторые эксперты серьезно рассматривают предложение о переправке антарктических айсбергов в Кейптаун. Каковы шансы на успех этого проекта?

Фантастическая идея

Если идея буксировки льда в жаркие, засушливые регионы для вас кажется безумной, тогда подумайте о том, что объем пресной воды, который откалывается от Антарктиды в виде айсбергов каждый год, превышает ее мировое потребление. И эта статистика не включает арктический лед. Чистая пресная вода безвозвратно теряется в океане, способствует повышению его уровня.

Этот неиспользованный ресурс искушает ученых и предпринимателей уже более века. Еще в XIX в. разрабатывались варианты доставки антарктического льда пароходами в Индию и на пивоваренные заводы в Чили. В 1940-х годах Джон Айзекс из Океанографического института Скриппса во время засухи в Калифорнии предложил буксировать айсберг в Сан-Диего. В 1970-е годы принц Мохаммед аль-Фейсал хотел транспортировать антарктический лед через экватор в Саудовскую Аравию и финансировал две международные конференции по этому вопросу. В 2010 г. ЕС получил предложения о буксировке айсберга из Ньюфаундленда на Канарские острова.

Однако у всех этих планов есть одна общая черта – ни один из них так и не осуществился.

Новые проекты

Последние планы транспортировки айсбергов появились в ЮАР и ОАЭ – двух регионах, страдающих от постоянной нехватки воды. Весной 2018 года водохранилища Кейптауна почти пересохли, и это могло затронуть 4 млн человек. Индивидуальное потребление воды было ограничено. Но пошли дожди и катастрофы удалось избежать. Возможно, только до следующего года. Между тем, министр энергетики ОАЭ (одного из самых засушливых государств мира) заявил, что потребление воды является «огромной проблемой» для страны и добавил, что пытается найти альтернативные решения. Возможно, это айсберги?

Среди охотников за льдом можно найти и крупных ученых-гляциологов. Это профессор Питер Уодхемс, который с 1987 по 1992 гг. возглавлял Полярный исследовательский институт Скотта в Кембридже, Олаф Орхайм, директор Норвежского полярного института с 1993 по 2005 гг, и Жорж Мужен, французский инженер, разработавший проект принца Аль-Фейсала.

Проект доставки айсберга на Канарские острова

В 2010 г. Мужен привлек компанию компьютерного дизайна Dassault Systèmes, чтобы обосновать идею трансатлантического буксира с помощью новейших систем спутникового слежения и компьютерного моделирования. Благодаря трехмерному сканированию реального айсберга массой в 7 млн т, а также данным о погоде и океанских течениях за прошлый год, был смоделирован маршрут из Ньюфаундленда в Тенерифе на Канарских островах.

В проекте предполагалось использовать мощнейший буксир для буровых платформ мощностью 6000 л. с., намного превосходящий возможности, доступные в 1970-х и 80-х годах. Другие технологические обновления включали данные спутников в реальном времени, а также сетку из изоляционной ткани или «юбку из геотекстиля», разработанную Муженом для обертывания вокруг айсберга, чтобы снизить скорость таяния. С той же целью этот материал используется на лыжных склонах Альп. После установки «юбки» буксир должен был тянуть глыбу льда с помощью большого рыболовного трала.

Модель, учитывавшая сильный шторм посреди Атлантики, показала, что айсберг можно успешно доставить за 141 день со средней скоростью 1,5 км в час (0,8 узла), израсходовав 4000 т топлива. При этом вес льда снизился бы с 7 до 4,08 млн. т, что все еще было бы огромным объемом. Уодхемс настаивает, что это очень дешевый и экологически безопасный способ доставки воды на Канары. В настоящий момент водоснабжение островов зависит от опреснительных установок, использующих катастрофически огромное количество энергии. К тому же, они производят большое количество соли, уничтожающей прибрежную морскую жизнь.

В поисках финансирования Уодхемс и Мужен обратились в Еврокомиссию. Проект был рассмотрен, но никто не пожелал взять на себя ответственность в случае его провала.

Проект Альшехи

После отказа ЕС буксировкой айсбергов заинтересовались Объединенные Арабские Эмираты. Абдулла Альшехи является основателем и управляющим директором National Advisor Bureau Limited, базирующейся в Масдар-Сити (Абу-Даби). Несмотря на работу консультантом по газу, его страсть – сохранение окружающей среды. В 2015 году он опубликовал книгу, в которой изложил планы по превращению Аравийской пустыни в пышные зеленые пастбища путем строительства 500-километрового подводного трубопровода к реке Дашт в Пакистане. По сравнению с этим буксировка айсбергов из Антарктиды является более легким вариантом.

Технико-экономическое обоснование показало, что проект имеет потенциал. План Альшехи – буксировать глыбу льда весом 40 млн т на восточное побережье ОАЭ, поскольку доставка в Дубай невозможна из-за глубины Ормузского пролива. Это в 5 раз больше айсберга для Тенерифе, учитывая большое расстояние и теплую воду. Проект финансируется из частных источников, но требует одобрения правительства. Чтобы добиться этого, команда Альшехи сначала должна выполнить пробную доставку в Австралию во II кв. 2019 г.

Однако другие эксперты настроены менее оптимистично. Уодхемс подозревает, что даже с защитной юбкой транс-экваториальная буксировка невозможна из-за высокой температуры воды в заливе (24-32 °C). Орхайм тоже считает, что план Альшехи «на грани реального».

Проект Слоана для Южной Африки

Более вероятной кажется доставка айсберга в Кейптаун. Мужен и Орхейм присоединились к команде во главе с капитаном Ником Слоаном из южноафриканской морской инженерной компании Resolve Marine, занимающейся подъемом и транспортировкой затонувших кораблей.

Они 2 месяца следили за движением айсбергов вблизи острова Гоф в Южной Атлантике, расположенного в 2700 км западнее Кейптауна. Команда надеется доставить глыбу массой 85-100 млн т – вдвое большей, чем в миссии ОАЭ. Арктические айсберги совершенно другие, они нестабильны и имеют много разломов, а антарктические – плоские, гораздо более твердые и холодные внутри. Транспортировка в Кейптаун при скорости 0,8-1,2 узла с помощью супертанкера мощностью 20 тыс. л. с. и 3 буксиров заняла бы 80-90 дней.

В центре плана – циркумполярное течение, которое представляет собой кольцевой путь движения антарктических айсбергов, и течение от о. Гоф до мыса на западном побережье ЮАР. Слоан описывает план как операцию по «переводу стрелок». Потребуется только грубая сила для перемещения айсберга между течениями, которые сами выполнят доставку. Даже в пункте назначения глыба льда, удерживаемая якорями нефтяных вышек на расстоянии 40 км от берега, останется в холодном потоке, что снизит скорость ее таяния. Вода должна собираться с верхней части айсберга с использованием горнодобывающих технологий, и доставляться к берегу челночными танкерами.

Скептицизм властей

Но воду должен кто-то купить. Ответ властей Кейптауна был отрицательным, поскольку проект является сложным, рискованным и дорогостоящим. Согласно подсчетам, выполненным городом, талая вода, вероятно, будет стоить 100–130 руб. за 1000 литров, не считая стоимости инфраструктуры, необходимой для ее получения. Это существенно больше текущей себестоимости в 24 руб. за 1000 л. Поэтому муниципальные власти сконцентрировали усилия на увеличении забора грунтовых вод, опреснении и повторном использовании стоков.

Чтобы сделать план приемлемым, Слоан предлагает схему без риска для города. Такие инвесторы, как швейцарская фирма Water Vision плюс два южноафриканских банка и одна страховая компания, могли бы полностью профинансировать буксировку в 2019 г.

Сомнения профессионалов

В мире есть компании и суда, которые уже транспортируют айсберги. Дорогие нефтяные платформы на побережье Ньюфаундленда нуждаются в защите от этих огромных глыб льда (именно там затонул «Титаник»). Для этого нефтяные корпорации нанимают такие организации, как C-Core и Atlantic Towing. И они думают, что планы Мужена и других, по меньшей мере, нереалистичны.

Самая длительная буксировка Atlantic Towing продолжалась 3–4 дня. Это была перевозка большого, стабильного айсберга, потребовавшая 40–50 т топлива в день на одно судно. Таким образом, для 100-дневной транспортировки потребуется 5000 т топлива. Этого количества достаточно для того, чтобы средний автомобиль проехал 71 млн км или в 1776 раз больше окружности Земли.

По мнению экспертов, помимо всех технических, экологических и термодинамических проблем, которые не позволят проекту осуществиться, потребуются значительные ценные энергетические ресурсы.

Неисчерпаемые источники пресной воды

Тем не менее, Atlantic Towing и C-Core согласны с тем, что антарктические айсберги легче буксировать, чем арктические. И, возможно, никто в мире не знает их лучше, чем Олаф Орхайм. Его единственным настоящим соперником является Питер Уодхемс. По мнению последнего, транспортировка айсбергов к юго-западу Африки не за горами: холодное течение, которое проходит рядом с ЮАР, – ветвь полярного, поэтому нужно просто воспользоваться им, чтобы избежать проблем с таянием.

Необходимо также осознать масштабы ресурсов, которые появятся в случае успеха. По словам Орхайма, из Антарктиды в виде льда поступает больше пресной воды, чем ее потребляют в мире. Ежегодно это около 140 000 айсбергов или 2000 млрд т льда. И все они тают в океане. Нужно только довезти 1-2 из них немного севернее.

Девизом компании Слоуна является высказывание Нельсона Манделы о том, что все кажется невозможным, пока не будет сделано. Каждый проект капитана встречал скептическое отношение, даже у членов его команды. Но Слоун всегда говорил, что если сидеть, сложа руки, то ничего не произойдет. Достаточно просто начать что-то делать.


Окружающая среда
Знаменитости
Культура
Сексуальность
Женские вопросы
Женские вопросы