На улицу в респираторе под кислотным дождем... Как выживают люди в самом грязном городе планеты - челябинском Карабаше

Есть в Челябинской области индустриальный город Карабаш. Знакомство с ним лучше начинать с вершины высокого холма, который здесь именуют Лысой горой. Когда-то она была покрыта лесом. Но выбросы из медеплавильного комбината давно выжгли всю растительность не только на холме, но и в округе. С вершины Лысой горы видно реку Сак-Елгу, рыжую от сливов ядовитых отходов и свалки.

А посреди этого поистине марсианского пейзажа ютятся хрущевки и частные домики. Да-да, здесь живут люди. И не просто вахта металлургов, которые после рабочей смены прочищают легкие на курортах, а постоянные жители. Карабаш насчитывает ни много ни мало 15 тысяч населения. Как живут, а точнее выживают, жители одного из самых грязных городов мира? Предлагаю познакомиться с их буднями.

История Карабаша

Раньше в этой лесистой впадине между невысоких гор был татарский поселок. Название Карабаш означает «Черная голова». После открытия в 1822 году поблизости поселка золотоносной жилы начался промышленный бум. Залежи драгоценного металла вскоре практически исчерпались. Но была найдена медь. Первый плавильный завод был построен в начале ХХ века. И это стало началом апокалипсиса для жителей Карабаша.

Ни в царской России, ни в СССР об экологии никто не думал. В местной породе содержится всего 1 процент меди. Все остальное – шлак. Вскоре город стал окружен терриконами, искусственными холмами из переработанной породы. За год медеплавильный комбинат выбрасывает в атмосферу 180 тонн ядовитых газов. Леса были давным-давно уничтожены. Ядовитые сливы отравили рыбу в окрестных реках и озерах. Дикие звери ушли. Но люди остались.

140 оттенков ржавчины

Экологическую ситуацию усугубляет то, что Карабаш находится во впадине, а терриконы высотой в 50 и более метров перекрывают доступ свежих воздушных масс. В результате выбросы комбината – медь, свинец, сера, мышьяк, цинк – оседают на улицах и крышах домов. Регулярно идут кислотные дожди. От этого все в Карабаше выглядит как будто ржавым.

Ситуация под землей не менее удручающая. Воду из колодцев пить категорически нельзя, и даже мыться ею не рекомендуется. В связи с этим жизнь в Карабаше дорогая. Привозная вода - не питьевая! - стоит 8 рублей ведро. Онкология, камни в почках и экземы для местных жителей - норма. Большой процент местных детей страдает болезнями, вызванными дефектом внутриутробного развития, церебральным параличом и слабоумием. К слову сказать, в индустриальном городе печи в домах топятся дровами, и водопровода тоже нет.

Жить стало лучше

В начале 1990-х годов медеплавильное производство было остановлено. И как вы думаете, понравилось ли это местным жителям? Отнюдь! Разворовав все, что можно было сдать в металлолом, они стали страдать по Советскому Союзу. Что же, медеплавильный комбинат вновь заработал, и люди стали получать свою зарплату. Выбросы все так же отравляют все вокруг. Но в Карабаше говорить о неблагополучной экологической обстановке не принято. Жители жертвуют своим здоровьем и даже жизнью детей, чтобы получать свои деньги.

На склоне Лысой горы они выложили белыми камнями фразу «Спаси и сохрани!». Видно, что уповать жителям Карабаша, кроме как на Бога, больше не на кого. Директор медеплавильного комбината живет далеко, в более благополучном районе. А федеральным властям тоже нет дела до маленького Карабаша. Ведь медь – стратегический металл, использующийся в военной промышленности.

Я считаю, что жители города вполне заслуживают ту власть, которая ими руководит. Они не протестуют, а значит, нет смысла жаловаться шепотком на кухне. Они ничего не делают для улучшения хотя бы не своей доли, но своих детей и меряют все длинным рублем.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы как считаете? Так и надо жить?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Это не жизнь - это ВЫЖИВАНИЕ
Копировать ссылку
Ну это не только у нас, Пекин тоже страдает, да вообще любой мегаполис задыхается от смога
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.