Малярия, остановись! Ученые обнаружили, как «скрыть» людей от комаров

Только представьте, как вы спешите на работу ранним утром. Вы не успели позавтракать, потому что торопились. И вот, проходя мимо пекарни, почувствовали запах свежей выпечки. Желудок предательски выдал желание поесть, а мозг сгенерировал картинки из далекого детства, когда вас будил аромат домашней сдобы.

Вы - лакомый кусочек для кровососущих насекомых

А теперь представьте, что запах вашего пота привлекает комаров точно так же, как вас - запах из пекарни. Кровососущие насекомые стремительно летят к вам, чтобы полакомиться. Особенно это актуально в весенний период, когда маленькие жужжащие существа начинают охотиться на вас.

Но недавно группа ученых обнаружила, как насекомые находят своих жертв. Все дело в молочной кислоте и других кислых летучих веществах, которые содержатся в человеческом поте. Именно они привлекают кровососущих насекомых.

Поиски, длившиеся более 40 лет, наконец-то завершены

Команда исследователей из Флоридского международного университета Майами определила уникальный обонятельный рецептор, используемый комаром желтолихорадочным для обнаружения человеческих запахов. К слову, это насекомое является переносчиком вируса Зика, лихорадки денге, желтой лихорадки и других заболеваний. Зачастую люди погибают, если столкнуться лицом к лицу с таким комаром. Злополучный рецептор, отвечающий за обнаружение жертв, называется ионотропный рецептор 8а, или просто IR8a.

Биолог из университета Мэтью Дегеннаро рассказал, что люди искали его более 40 лет. Еще в 1960-х годах ученые знали, что комаров привлекает пот и молочная кислота, но рецептор обнаружить было невозможно. В те времена не было ученых-генетиков, которые бы изучали комаров.

Дегеннаро начал вносить вклад в историю генетики в 2013 году, когда создал первого мутанта-комара в лаборатории Рокфеллеровского университета. Он смог удалить ген и исследовать, как его отсутствие повлияло на поведение насекомого.

Ради такого не страшно быть «подопытным кроликом»

С тех пор Дегеннаро работал с бесчисленными мутантами, пока его команда, наконец-то, не обнаружила рецептор IR8a. У биолога была догадка, поэтому он поручил своему студенту - доктору наук Джошуа Раджи исследовать его.

Ученые мутировали рецептор в комарах и, спустя несколько экспериментов, обнаружили, что мутанты IR8a изо всех сил пытались найти желаемый аромат молочной кислоты, но не могли его обнаружить. Да, насекомые по-прежнему распознавали в воздухе СО2 и знали, в каких зонах жарче всего. Но на пот и молочную кислоту они попросту не реагировали. Тогда Дегеннаро понял, что это может сделать людей невидимыми для комаров, которые являются переносчиками смертельных заболеваний.

Чтобы это доказать, доктор Раджи провел эксперимент на собственной плоти. Он подставил руку под укус “здорового” комара, а после - под мутированного. Его запах был популярен среди диких насекомых, не подверженных генетическим изменениям. Но ни один мутант не заинтересовался рукой Раджи даже спустя четыре минуты воздействия с ними.

Дело всей жизни, чтобы спасти миллионы людей по всему миру

В тот момент доктор понял, что это все реально, хотя поверить в находку было очень сложно. Для Раджи это было важно, ведь он справлялся с собственными приступами малярии, когда рос в Нигерии. Его жена не так давно оправилась от болезни, которая также передается через укус комара.

Раджи повторил тест 14 раз. Результаты не менялись - ученые нашли рецептор, который поможет сделать людей невидимым для комаров. IR8a играет роль в способности комара обнаружить кислые летучие вещества человека, и никакие больше.

Открытие команды может привести к появлению нового поколения аттрактантов, чтобы заманить взрослых комаров в ловушки для контроля над населением. Ученые также рассматривают возможность создания “дорожной карты”, по которой люди могут ходить и быть невидимыми - по крайней мере, для насекомых.

Дело осталось за малым: создание репеллентов, чтобы защитить людей

Блокировка этого рецептора может изменить жизнь половины населения земли. А, как известно, в Африке и в Азии обитает больше 50 % людей.

Если удалить рецептор из генов комара, то он потеряет возможность искать своих жертв. Запахи, которые маскируют IR8а, уже были найдены. А это значит, что в скором времени будут разрабатываться новые репелленты.

Команда уже приступила к разработке химических репеллентов, чтобы разрушить рецептор. Конечная цель Дегеннаро состоит в том, чтобы создать спасательные духи, защищающие людей от укусов комаров.

Исследования биолога и его команды уже поддержало несколько институтов и лабораторий по всему миру. Для человечества - это настоящий прогресс. Ведь малярия - пятое по количеству смертей заболевание в мире. В год оно уносит более 1 000 000 жизней, и это только зарегистрированное количество. Никто не защищен от малярии, поэтому вспышки и эпидемии случаются во всех уголках мира.

Малярия погубила большое количество известных личностей. Например, Александра Македонского и Чингисхана.

Это удивительное открытие! А как вы считаете, действительно ли оно важное?