Чернобыль, зона отчуждения: взгляд на город-призрак глазами фотографа Дэвида Макмиллана

Когда фотограф Дэвид Макмиллан впервые посетил город Припять в 1994 году, он ожидал, что его передвижения будут ограничены. Всего восемь лет назад реактор на Чернобыльской АЭС взорвался, что привело к эвакуации людей по всему региону и вызвало радиоактивные осадки в Европе.

Экспедиции фотографа

Тем не менее фотограф смог свободно перемещаться по Чернобыльской зоне отчуждения площадью 2500 квадратных километров, которая остается практически полностью необитаемой по сей день. Он прошел всего в нескольких метрах от поврежденного реактора.

«Задача состояла в том, чтобы найти людей, которые могли бы меня провести», - вспоминает он в телефонном интервью. «Я не знал, куда идти. Я полностью зависел от водителей и моего переводчика. У меня не было реального чувства опасности», - добавил он. «Люди просто советовали мне, где не стоит находиться, так как некоторые области были сильно загрязнены радиацией. Также они предупреждали, что мне можно будет находиться в том или ином месте всего лишь минуту или две, чтобы пофотографировать здесь».

Эта первая поездка позволила сделать серию жутких изображений, на которых запечатлены заброшенные здания, заросшие игровые площадки и транспортные средства, оставленные после эвакуации. Они вызвали любопытство людей, что заставило канадского фотографа возвращаться в течение следующей четверти века в этот регион более чем 20 раз.

Сейчас 200 его фотографий публикуются в готовящейся к выходу в свет книге «Рост и распад: Припять и Чернобыльская зона отчуждения». Они открывают особый взгляд на город-призрак, практически не тронутый после катастрофы, и в то же время подтверждают неумолимую силу природы и неизбежность упадка.

Остатки города-витрины

Припять сегодня является частью Украины. Во время произошедшей катастрофы в апреле 1986 года это был советский город, построенный для обслуживания электростанции и ее работников. Здесь когда-то жили около 50 000 человек.

«Должно быть, это было прекрасно», - сказал Макмиллан, который изучал архивные изображения местности. «В то время он считался одним из лучших городов в Советском Союзе. Там было много школ и больниц, а также спортивных и культурных объектов, так что это был своего рода город-витрина».

Заброшенные объекты

Эти объекты теперь стоят заброшенными, став жертвами разрушения, ржавчины и грабежей. Многие из фотографий Макмиллана, на которых изображены пустые бассейны или заброшенные церкви, показывают, как внезапно и быстро город был эвакуирован.

«В школах осталась обстановка, как будто ученики только что ушли на перемену», - сказал он. «До сих пор на столах лежали книги учителей, а на партах учебники, тетради и тому подобное».

Здания, таким образом, служили своего рода капсулами времени. Изображения, показывающие выцветшие портреты Маркса и Энгельса или бюст Ленина в неопрятном дворе, фиксируют определенный момент в политической истории.

Сила времени

Они также демонстрируют силу времени. В некоторых случаях Макмиллан снимал одно и то же место несколько раз в течение многих лет, чтобы подчеркнуть разрушение искусственной среды. Одним из наиболее ярких подобных примеров является серия снимков, сделанных на лестничной площадке детского сада. На первом изображении, датированном 1994 годом, изображены яркие флаги бывших советских республик, прикрепленные к облупленной стене. Во время последней фотосессии, сделанной в ноябре прошлого года, осталась только одна стена. И она имела множественные повреждения и практически стала неузнаваемой.

«Если бы вы наткнулись на это сооружение, вы бы не знали, что это было. Вы даже не увидели бы, что это могло быть стеной с изображением флагов», - сказал Макмиллан. «Это казалось мне символом того, как наша собственная память о советской эпохе исчезает в истории».

Фотографии игровых площадок и парков также являются своеобразными символами того времени. Детям, которые когда-то играли там, сейчас уже за тридцать или даже около сорока лет.

«Зайдя в некоторые из детских садов, где было так много детских вещей, и, зная, что заболеваемость раком щитовидной железы выросла из-за произошедшей катастрофы, вызвала много неприятных эмоций. Но, вероятно, это неизбежно, и я не хочу об этом говорить», - добавил он. «Я обнаружил, что стены как бы стали чистыми».

Возвращение природы

Как следует из названия книги «Рост и упадок», Макмиллан уделил внимание как на отступление человечества, так и возрождение природы. Пейзажи на его фотографиях, хотя и мрачные, показывают цветущие растения и деревья, прорывающиеся сквозь рукотворные сооружения.

«Людей не было рядом, и когда природу не ограничивали и не культивировали, она просто становилась дикой и восстанавливалась», - сказал фотограф. «Я думаю, было радостно видеть такой рост, и неизбежно наблюдать за исчезновением культуры. Произошло заселение этих мест животными, и кто-то даже сказал мне, что процесс наблюдения за птицами в этих краях является одним из лучших в Европе».

На снимках Макмиллана также изображены люди, с которыми он встречался в зоне отчуждения, в том числе, инженеры, рабочие и ученые, охотящиеся на диких животных для измерения радиации в их органах. На одном снимке, сделанном в 1995 году, изображена женщина, возвращающаяся в свою деревню для уборки могил своих родственников.

Встретив столько вернувшихся людей, Макмиллан чувствовал себя спокойнее, не боясь возможных последствий для его собственного здоровья. Сейчас ему 73 года, и он обычно приезжает на неделю в Чернобль, что означает, что он провел в общей сложности месяцы внутри зоны отчуждения.

Один из его руководителей заболел лимфомой после отъезда из Украины в Канаду. Хотя фотограф сказал, что неясно, виновато ли облучение. «Дело в том, что радиация нематериальна», - сказал Макмиллан. «Когда я однажды принес с собой дозиметр для измерения уровни излучения, его показания были очень нерегулярными. Они не были одинаковыми во всей зоне отчуждения. Поэтому радиация очень изменчива».

По мере того, как загрязнение уменьшается с каждым годом, также уменьшается и риск, пояснил фотограф. Недавно построенный «саркофаг» (известный как Чернобыльский новый безопасный конфайнмент) теперь окружает реактор, заменяя временную бетонное покрытие, впервые установленное в 1986 году. Это уменьшает вероятность выпадения радиоактивных осадков.

По словам Макмиллана, туристы также все чаще посещают этот район. Они приезжают сюда автобусами во время однодневных поездок из столицы Украины Киева. В прошлом году группа художников даже создала видеообзор в Припяти, и этот сайт быстро стал тем, что фотограф назвал «своего рода черным Диснейлендом».

«В некоторых близлежащих районах есть люди, которые более подвержены заражению радиоактивным загрязнением, поэтому я никогда не волновался», - сказал он. «Сейчас более реальной опасностью является то, что здания рушатся. Иногда они кажутся очень хрупкими, и когда вы проходите через них, вы просто не знаете, что может произойти».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы хотели бы посетить Чернобыль?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.