Что сегодня стало с каспийским фортом Боярд. Место, где в свое время ковалась Победа, а сегодня гуляет ветер

В двух с половиной километрах от города Каспийска расположен заброшенный в наши дни бастион. Местные жители давно его прозвали "дагестанский форт Боярд". Это удивительное сооружение в Каспийском море, имеющее весьма грозный и даже устрашающий вид. При этом к обороне самого побережья оно не имеет никакого отношения. У его строителей были более масштабные цели. Бастион возводился, чтобы укрепить обороноспособность всей страны на водных рубежах. Что сейчас стало с этим уникальным сооружением, расскажем далее.

Секретный цех

Внешне бастион выглядит как крепость, построенная из бетона и камня. Несколько десятилетий назад в нем помещался секретный цех завода "Дагдизель", на котором производили лучшие на планете торпеды.

Цех построили около 80 лет назад. Он использовался как пристрелочная станция. Именно здесь советские конструкторы испытывали парогазовые торпеды. Это грозное оружие, наводившее ужас на противников СССР.

Об истории этой постройки рассказывает заместитель директора завода "Дагдизель" Михаил Халимбеков. Он на предприятии работает уже полвека. Устроившись обычным инженером, в настоящее время является одним из старожилов, знающим досконально историю этого места.

История бастиона

По его словам, изначально существовало несколько вариантов, где поместить эту пристрелочную станцию. Помимо Каспийска, рассматривался вариант с Баку. Этот вопрос решал Серго Орджоникидзе, который в то время занимал пост народного комиссара тяжелой промышленности.

На совещании под председательством Сталина именно он выступил с инициативой построить бастион в этом месте. Это была стратегически важная позиция. В этом случае форт удавалось разместить в отдалении от границ СССР, в непосредственной близости от незамерзающей части Каспия и коммуникаций. Здесь были идеальные условия по гидрологии и глубинам.

Строительство

Однако существовали и сложности. Море отличалось весьма строптивым нравом. Так что возвести здесь такое здание представлялось непростой задачей. В результате было решено строить пристрелочную станцию на берегу. Для этого специально вырыли огромный котлован.

На берегу была изготовлена мощная конструкция из железобетона, которая затем была отбуксирована в открытое море.

Требовалось установить фундамент. Для этого специально насыпали огромную подушку из камней, высота которой достигала шести метров. Уже на нее сверху было установлено бетонное основание высотой еще в шесть метров.

Важным фактом было то, что глубины в этих местах были такими, что все 12 метров основания в результате скрылись под волнами. На поверхности осталась только сама площадка. На ней и началось возведение того самого восьмого цеха.

В 1937 году его официально сдали в эксплуатацию.

Технические характеристики

Это было выдающееся сооружение для Советского Союза, у которого не существовало аналогов. Его общая площадь составляла около пяти тысяч квадратных метров. При этом вышка вырастала над морем на целых 42 метра.

Стены здания, размещенные под водой, имели толщину до полутора метров, толщина оконных стекол - 7 мм. Это было необходимо, чтобы противостоять штормам, которые регулярно случались в этой части Каспийского моря.

Для перемещения между этажами на этом филиале завода был оборудован лифт. Также существовали общежитие, столовая, кинотеатр и библиотека. Бытовые и жилые помещения были рассчитаны на 60 человек. Здесь они были обеспечены всем необходимым для работы и полноценного отдыха.

Электричество было подведено с помощью кабеля, лежащего на дне моря. На станции были собственные генераторы, работавшие на дизельном топливе.

В этих местах сильные шторма зимой могут не утихать по два месяца. Именно поэтому было решено оборудовать всю инфраструктуру в форте.

Морское оружие

Ходили разные слухи, но эксперты утверждают, что никакого секретного и смертоносного оружия здесь не выпускали. Торпеды делали на берегу, а затем доставляли на бастион для проведения испытаний.

Большинство сотрудников цеха были военными экспертами, которые анализировали их скорость, ходовые качества и траекторию.

Запустив торпеду в море, они следили за ее поведением. Изделия были холостыми. Необходимого веса добивались с помощью балласта. Когда торпеда завершала свой путь, ее находили и возвращали обратно.

В цеху ее разбирали, наполняли взрывчатым веществом, только после этого отправляли на склад. Уже оттуда она поступала на боевые корабли и подводные лодки.

Работы во время войны

Рассказывают, что сбой в работе произошел только однажды. В 1954 году одна из торпед внезапно пошла не по той траектории и вылетела на городской пляж в Каспийске. К счастью, никто не пострадал.

В годы Великой Отечественной войны завод работал в три смены. Испытания торпед на пристрелочной станции не прекращались, проводились с еще большей интенсивностью.

Изначально на заводе планировалось выпускать по 1 500 торпед в год. Но после нападения фашистов объемы выпускаемой продукции пришлось увеличивать. Уже к 1942 году число торпед выросло в два раза. Всего за время войны здесь было произведено более половины торпед, поступавших на вооружение военно-морских сил СССР.

В 1943 году, когда боевые действия разворачивались в непосредственной близости от Северного Кавказа, завод вместе с оборудованием и всеми специалистами был эвакуирован в Алма-Ату. В результате он и остался в Казахстане, начав после войны выпускать продукцию уже не только военного, но и мирного назначения.

Перепрофилирование

В освободившихся цехах каспийского завода начали производство авиационных торпед. Немцы предпринимали неоднократные попытки овладеть производством, поэтому не подвергали его бомбардировкам. Однако достигнуть Дагестана войска Гитлера так и не сумели.

Технический прогресс в военной отрасли привел к тому, что необходимость в пристрелочной станции отпала. Она пришла в упадок. Новые торпеды были рассчитаны на использование на глубинах от 200 до 500 метров, бастион под Каспийском мог тестировать снаряды на глубине только 13 метров.

Новую пристрелочную станцию планировали возводить в районе Дербента, где существовала необходимая глубина. Но затем испытания перенесли в Черное море.

Секретный цех завода "Дагдизель" оказался никому не нужным. В 1966 году его окончательно закрыли. 10 лет его охраняли, а после уничтожили архив, вывезя оставшееся оборудование.

Современное состояние

Сегодня фактически цех остается на балансе предприятия, но уже давно никому не нужен. С 1978 по 1995 года Каспийское море интенсивно поднималось, в результате фундамент бастиона был окончательно разрушен.

К тому же во время испытаний экранопланов одиноко стоящее в море здание использовали в качестве мишени. Ранее вода не проникала внутрь станции, но снаряды экранопланов разрушили защитные барьеры из бревен лиственницы.

Один из снарядов повредил несущие конструкции, из-за чего вышка сильно накренилась.

Во время перестройки местный предприниматель хотел дать новую жизнь пристрелочной станции, открыв здесь развлекательный комплекс с казино и отелем. Но КГБ проект не одобрило, так как неподалеку располагалась крупная стоянка пограничных кораблей.

Был вариант снести цех, но в этом отказали местные чиновники. Для уничтожения потребовался бы заряд большой мощности. От взрывной волны мог бы пострадать сам Каспийск, а также рыбацкие деревни в его окрестностях.

Сейчас он так и стоит в открытом море, никому не нужный.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, как следовало поступить с этим цехом?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.