Как создавал интерьер простой обыватель в СССР (примеры из фильмов)

Все граждане Советского Союза мечтали о квартире, машине и даче. Как обещал Никита Хрущев, каждая семья новый, 1980 год, должна встретить в отдельной квартире. Однако этого не произошло и сегодня. Мы предлагаем вам вспомнить, как выглядели квартиры и комнаты, в которых жили наши родители, дедушки и бабушки. А помогут нам в этом фото из популярных советских фильмов.

«Москва слезам не верит»

Этот фильм стал олицетворением достижений советского человека как в общественной жизни, так и в личной. Популярную мелодраму режиссера Владимира Меньшова, которая вышла на экраны в феврале 1980 года, посмотрело свыше 80 миллионов человек.

Невероятная история превращения студентки из провинции, да еще и матери-одиночки, в руководителя крупного предприятия, тронула сердца советских зрителей.

Общежитие

В начале фильма зритель попадает в рабочее общежитие, которое было хорошо известно миллионам жителей провинциальных городков и сел, массово переселявшимся в столицу и другие крупные города для работы на промышленных предприятиях, становясь, таким образом, дешевой рабочей силой.

Обстановка таких общежитий была спартанской: 3-4 кровати, стол, два стула и платяной шкаф. Но девушкам, прибывшим в столицу издалека, и это место казалось раем.

Квартира профессора

На фоне этой серости Владимир Меньшов переносит зрителя в роскошные апартаменты в сталинских «номенклатурных» домах. Как выяснилось, у главной героини фильма Кати Тихомировой, которую сыграла Вера Алентова, в Москве живет в высотке на площади Восстания дальний родственник, профессор.

Великолепный мраморный холл с несколькими лифтами и барельефами и консьержка, разительно отличаются от общежития, в котором жили девушки-провинциалки. Оказавшись в огромной квартире, они пришли в полный восторг. В роскоши девушкам было суждено прожить месяц во время отъезда хозяев.

Особое впечатление на них произвела спальня профессора с телефоном, красивыми обоями и портьерами, туалетным столиком. Кроме того, здесь есть прекрасный кабинет для работы профессора, обставленный добротной дубовой мебелью.

Благодаря бурной деятельности Людмилы, подруги Кати, эти дворцовые интерьеры, которые были немыслимы для подавляющего большинства советских граждан, использовали для поиска молодых людей. Мечта Людмилы удачно выйти замуж за обеспеченного москвича заставляла ее идти на различные ухищрения. К примеру, она организовала вечеринку, на которую были приглашены несколько «перспективных женихов».

Квартира Рудольфа

Катерине Тихомировой приглянулся молодой телеоператор Рудольф. Он жил вместе с мамой и младшим братом в отдельной двухкомнатной квартире. Судя по всему, это была типовая «сталинка» или ранняя «хрущевка». Можно предположить, что семья была довольно зажиточной. Фарфор и хрусталь, пианино и радио, телевизор «Старт-4», который выпускался с конца 60-х годов XX века, в квартире 1958 года выглядели очень современно.

Квартира Кати Тихомировой

Несмотря на все превратности судьбы, Катя всего добилась. Вторая серия картины переносит зрителя в конец 70-х. Главная героиня стала директором комбината и получила двухкомнатную квартиру в престижном доме, построенном из желтого кирпича. В которой она теперь и проживает с дочерью.

В зале, который является и спальней Кати, стоит желтый гарнитур из раскладного дивана, названного в народе «мягкий уголок», и двух кресел. Такой набор мебели был практически в половине советских квартир. Ассортимент был небольшим: пять-шесть моделей, отличавшихся лишь цветом обивки.

Здесь же находится и стенка, возможно, югославская, самая модная в то время. Для хранения различных вещей она была идеальным местом. Стенка одновременно служила гардеробом и комодом, сервантом для посуды и мини-баром, книжным шкафом, подставкой под музыкальный центр и телевизор. Не пустовало и пространство над стенкой: там хранили все то, чем пользовались очень редко. Музыкальный проигрыватель и цветной телевизор дополняли интерьер квартиры бизнес-класса в период застоя. Второй, переносной телевизор, являвшийся символом высокого уровня благосостояния, был установлен на кухне.

Типично для того времени обставлена и комната повзрослевшей дочери Александры. Но «изюминкой» интерьера, бесспорно, являлся бобинный магнитофон.

«Ирония судьбы»

Еще одной культовой советской картиной, дающей представление о том, как создавались интерьеры в СССР, является эта лирическая комедия, снятая Эльдаром Рязановым. На телеэкраны она вышла 1 января 1976 года. Это история московского врача Жени Лукашина, который, сходив накануне Нового года в баню с друзьями, оказался в квартире учительницы Нади Шевелевой, жившей в Ленинграде.

По сути, лента стала сатирой на бытующий в то время мир типового жилья, улицы с одинаковыми названиями. Советская лестничная клетка времен застоя была заботливо воссоздана в декорациях павильона «Мосфильма»: почтовые ящики и детские коляски, вещи переезжающих жильцов с телевизором 60-х годов и пожарный кран.

Как жил Женя Лукашин?

Накануне Нового года московский хирург с мамой получил стандартную двухкомнатную квартиру в панельном доме в районе Черемушки. Она имела довольно скромную площадь – 32 кв. м. с большой проходной комнатой. Ее украшает обязательная мебельная стенка с одиноким радиоприемником.

Из этой комнаты можно попасть в очень скромную по размеру «спальню», где стоит пианино, непременный символ семьи интеллигентов. В кухне, вероятно, площадью 6-7 кв. м. и имеющей окно в санузел, есть только самое необходимое – небольшой обеденный столик, навесной шкафчик, холодильник и газовая плита. Немного освежают интерьер традиционные красные банки в белый горошек для сыпучих продуктов.

Квартира Нади

Несмотря на то, что здесь живут совсем другие люди, квартира ленинградской учительницы мало чем отличается от жилья Лукашина, разве что деталями. К примеру, Надя любит традиционные русские промыслы, поэтому на своей кухне она предпочитает не традиционные красные, а выполненные «под гжель» банки для сыпучих продуктов.

Ванная комната, в которой принимает душ в пальто Ипполит, тоже оформлена типично для того времени: раковина со смесителем и открытыми трубами под ней. Над ней находится полочка с туалетными принадлежностями. Стены на высоту около 1,2 м выложены кафелем размером 15х15 см.

«Самая обаятельная и привлекательная»

Еще одна лирическая комедия режиссера Геральда Бежанова стала хитом 80-х. Картина, рассказывающая незамысловатую историю о 30-летней девушке-конструкторе, не нашедшей своего личного счастья, вышла на экраны в 1985 году. Ее посмотрело свыше 45 миллионов зрителей. Критики считают, что на успех этой ленты повлиял блестящий подбор актеров, занятых в ней.

Главная героиня Надя в исполнении Ирины Муравьевой живет с мамой в скромной, минималистично обставленной квартире. Здесь нет ничего лишнего — оливкового цвета диван, стулья, телевизор, бра, зеркало на стене. Пожалуй, единственным контрастным пятном в ней стала картина в довольно авангардном стиле.

От этой квартиры разительно отличаются жилища успешных людей середины 80-х. К примеру, фарцовщик, предлагавший Наде импортную одежду, живет в номенклатурном доме напротив Патриарших прудов. В ней, кроме модной стенки, есть и телевизор Sony Trinitron. Судя по звучащей музыке, в этом доме есть и видеомагнитофон.

Квартира Сусанны

Верхом совершенства являются апартаменты социолога и жены дирижера по совместительству – Сусанны. Они впечатляют прямо с прихожей, где стоит удивительный телефонный аппарат под антиквариат.

Гостиная оформлена в японском стиле. Такое могли себе позволить лишь люди, регулярно бывавшие за рубежом, как, к примеру, Аркадий, муж Сусанны. Конечно же, здесь стоит огромная угловая стенка, но в ней уже нет многочисленного хрусталя, но есть импортный музыкальный центр.

А модная и яркая кухня Сусанны стала образцом для подражания для многих советских домохозяек. Как удобно в ней готовить пирожки «Маэстро» и при этом смотреть переносной телевизор!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, как советским людям в период застоя и тотального дефицита удавалось создавать уют в своих квартирах?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.