Зависимые покупатели: психологи объяснили, почему люди иногда не могут сдержаться в магазине

Знаете, что такое ониомания? Это непреодолимое желание приобрести что-либо ради самого процесса покупки. В народе людей, которым свойственна ониомания, называют шопоголиками. Не думайте, что это однозначно плохо. Частое совершение покупок может приносить как вред, так и пользу. Почему многие люди приобретают вещи, без которых они могут обойтись? Рассмотрим основные причины этого явления.

Эмоции

Возможно, вам знакома ситуация, когда вы отправились в булочную за хлебом или в магазин за спичками, а вернулись домой с парой модных ботинок. Покупать их вы не собирались, ведь добротной обуви у вас и без того хватит на несколько жизней. Почему же вы потратили деньги на ненужную вещь?

Психологи говорят, что причина может заключаться в захлестнувших вас эмоциях. Вы шли в булочную, но вдруг в витрине обувного магазина увидели чудесные ботиночки. Именно такие вчера рекламировали по телевизору, красочно описывая, насколько они удобные и стильные. В них вы сможете легко преодолеть любое жизненное препятствие. Эти ботинки сделают вас звездой или самой желанной женщиной в мире.

В вашем подсознании возникла мысль, что эта вещь вам крайне необходима. Если вы ее сейчас не купите, жизнь потеряет смысл. Кроме того, именно сегодня ботиночки продаются с хорошей скидкой. Разве можно упустить такой шанс? Разумеется, вы забыли о хлебе и спичках. Купив совершенно ненужные вам ботинки, вы почувствовали себя счастливым человеком.

Получение удовольствия

Продолжаем разбирать приведенный выше пример. Отметим, что акт покупки новых ботинок доставил вам море удовольствия. Вы приобрели модную модель. В магазине вас хорошо обслужили.

Психологи считают, что при совершении покупок у многих происходит выброс адреналина. Это весьма приятное чувство. Чтобы его испытать, одни покоряют горные вершины, а другие отправляются в магазины. Шопоголики получают удовольствие от процесса выбора вещи, примерки, акта приобретения. Будет новая вещь пылиться на полке или использоваться по назначению? Это не столь важно.

Самовыражение

Не всегда люди приобретают что-то только под воздействием внезапно нахлынувших эмоций. Часто они целенаправленно ищут определенную вещь. Она нужна им, потому что точно такая же есть у сослуживца, босса или соседа во дворе. Человеку тоже нужно ее приобрести, чтобы всем показать, что он не хуже других.

Еще одна причина приобретения – выглядеть так же стильно, как знаменитый актер или фотомодель с обложки журнала.

Покупая эту вещь, человек стремится выделиться из толпы, показать свою значимость и уникальность.

Статус

В обществе каждый из нас стремится занять достойное положение. Некоторые добиваются его своими поступками, образом жизни. Однако на это способны не все. Большинство людей действуют гораздо проще. Они покупают дорогие вещи (например, автомобиль последней модели), ездят отдыхать на заграничные курорты, одеваются в лучших бутиках.

Люди, статус которых не очень высокий, приобретают дорогие вещи, чтобы с их помощью подняться в глазах окружающих. Некоторые ради этого обрастают долгами или расстаются с действительно необходимыми предметами. Приведем еще один пример. Представьте, что некто заложил свою недвижимость, чтобы купить последнюю модель внедорожника. Какое-то время этот человек чувствовал себя королем, ведь он стал владельцем дорогой и престижной вещи.

Но пока он выплачивал необходимую сумму, производители выпустили более современную модель. Что теперь делать? Снова брать деньги в долг на новое авто, чтобы поддерживать свой статус?

Социальное сравнение

Вольно или невольно все мы постоянно сравниваем себя с другими. Одни люди живут лучше нас, а другие хуже. Мы стремимся приобретать такие же вещи, которыми пользуются первые. Это необходимо, чтобы к ним немного приблизиться.

Психологи говорят, что такое желание часто становится причиной потери самоконтроля в магазинах. Многие мечтают о лучшей жизни, о более высоком положении в обществе. Приобретение дорогой вещи в их глазах – это шаг к осуществлению своей мечты.

Необходимость

Часто люди покупают вещи, которые им действительно необходимы. Это могут быть различные приспособления для облегчения труда на кухне. Допустим, у вас есть набор сковородок с тефлоновым покрытием, а вы купили еще несколько керамических. В рекламе говорят, что они значительно практичнее. Поэтому вы не смогли устоять перед покупкой.

Как видим, ониомания не всегда является недостатком. Покупки – это важная часть жизни каждого человека. Они дарят людям чувство удовлетворения и гармонии, повышают самооценку. Для одних поход в магазин – это торжественный ритуал, для других – возможность расширить круг общения или почувствовать свою значимость в обществе.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы часто покупаете вещи, без которых можно обойтись? Нужно ли бороться с желанием постоянно что-то покупать?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.