Личный остров Элизы Синклер: более 150 лет на гавайский Ниихау не ступала нога чужестранца

Лежа на белом песчаном пляже в Кауаи, вы увидите и почувствуете много захватывающих дух вещей: пронзительную синеву Тихого океана, резкие ароматные запахи блюд местной кухни, звуки волн, разбивающихся о берег, дуновение нежного океанского бриза и многое другое. А если вы задержитесь на пляже до заката, вы можете заметить далекий берег, о существовании которого большинство людей даже не подозревает.

В ясную ночь, когда солнце уже почти целиком село в море, на горизонте появляется силуэт небольшого гористого острова. Местные жители привыкли воспринимать его как часть пейзажа, потому что чужаков туда никогда не пускали. Большая часть гавайской культуры и истории была потеряна из-за колонизации. Но Ниихау был полностью сохранен все это время. Остров, как и его собратья, имеет богатую историю, с частью которой мы сейчас познакомимся.

Ниихау

Это самый маленький из гавайских островов, находится он в тридцати километрах от побережья Кауаи. На протяжении более ста пятидесяти лет владельцы Ниихау запрещали кому-либо из внешнего мира посещать остров. Вследствие чего в этом уголке сохранился уникальный жизненный уклад, который привлек путешественников и научных сотрудников.

Элиза Синклер

Элизабет Макхатчесон родилась в 1800 году в Шотландии. Она станет девушкой, которая всю жизнь будет работать на земле, женщиной, которая сама родит шестерых детей, и в конце концов леди, которую будут помнить как хозяйку Гавайского острова.

Элизабет вышла замуж за Фрэнсиса Синклера в Глазго в 1824 году. После бракосочетания девушка взяла фамилию новоиспеченного мужа, а также сменила имя, так как всегда мечтала, чтобы ее звали Элиза. Фрэнсис был капитаном корабля, и вскоре после рождения шестого ребенка, в 1841 году, перевез весь многочисленный клан Синклеров в Новую Зеландию в поисках лучшей доли. Семья из восьми человек прибыла в страну маори и поселились в местечке Пиджин-Бей, где создали успешную ферму. Здесь жизнь потекла своим чередом, и ничего не омрачало ее в течение пяти лет, вплоть до 1846 года.

Кораблекрушение

Так как Фрэнсис был моряком всю жизнь, он сам стал ходить под парусами на семейных судах. Всего через пять лет после прибытия в Новую Зеландию Фрэнсис и его старший сын поднялись на борт собственного корабля "Джесси Миллар".

К несчастью, корабль, все имущество семьи и все живое на борту попало в шторм. В свои сорок шесть лет Элиза стала вдовой. А поскольку весь потерянный груз был единственным доходом Элизы, над ее жизнью сгустились тучи. Она потеряла мужа и сына, не смогла с честью похоронить их, они остались в море. Не успела бедная Элиза оплакать их, как на нее свалилась вся тяжесть создавшегося положения. Ей предстояло растить оставшихся пятерых детей в стране, которая была ей едва знакома, и Элиза понимала, что должна что-то предпринять.

Новый корабль

Вдова капитана Фрэнсиса сумела взять себя в руки и продолжила выращивать урожай на земле в Пиджин-Бей. Кроме того, она сумела превратить ее в процветающую ферму. Также она выдала замуж всех своих дочерей и женила сыновей. На средства, вырученные от продажи нового урожая и скота Элиза купила корабль и назвала его "Бесси".

Дети Элизы обзавелись собственными семьями, и вскоре клан Синклеров вырос настолько, что им понадобилось больше земли, чтобы прокормить всех. Тогда было решено, что Элиза продаст ферму и отправит семью на северо-запад, в Тихий океан.

В 1863 году вся семья Синклер поднялась на борт "Бесси" и отплыла в Британскую Колумбию, где они надеялись приобрести большой участок земли для создания фермы. Но когда они наконец прибыли на остров Ванкувер в том же году, все было не так, как они ожидали.

Земля была дикой и неразвитой, далекой от всего, что могло бы стать приличной фермой. Элиза быстро попыталась придумать альтернативу. Она размышляла о Калифорнии, когда знакомый подсказал ей другое место, о котором она никогда не задумывалась.

Гавайи

Эти острова были наиболее безопасным морским путем в это время года. Тогда Элиза приняла решение отвезти семью туда, на Гавайи. На тот момент матери семейства было уже шестьдесят три года. Вместе с ней на острова прибыли тринадцать человек. Благополучно пережив плавание, Элиза разведала обстановку и отправилась к королю Камехамехе Пятому, правителю островов. Монарх хорошо принял ее, и они сумели договориться. Элиза и ее семья получила Ниихау, привлекательный для земледелия остров с его жителями. Взамен шотландка отдала королю золота на десять тысяч долларов и пообещала заботиться о туземцах.

Земля, ставшая родной

Камехамеха Пятый сказал Синклерам: "Ниихау теперь принадлежит вам. Но однажды может наступить день, когда местные жители не будут так сильны на Гавайях, как сейчас. Когда этот день настанет, пожалуйста, сделайте все возможное, чтобы помочь им”.

Когда Синклеры начали новую жизнь на Ниихау, они почитали слова правителя, как Священное Писание. Аборигены Ниихау считали Элизу своим вождем, а семья много работала, чтобы бесплатно обеспечить жильем всех жителей острова.

Единственное требование Синклеров состояло в том, чтобы местные жители посещали церковь каждое воскресенье. Аборигены следовали воле своего "матриарха" и счастливо жили, работали и рожали детей, не боясь внешнего вмешательства.

Аннексия

Несколько десятилетий спустя, в 1893 году, Гавайская монархия закончилась аннексией американского правительства. По мере того как Гавайские острова обретали государственность, культура и традиции подавлялись — за исключением Ниихау.

Благодаря своему статусу частной собственности, Синклеры смогли создать большую степень разделения между собой и вторгающимися Соединенными Штатами. Это действительно вступило в силу в 1930-х годах, когда Ниихау сделал драматическое заявление.

Закрыт для всех

Теперь остров будет полностью закрыт для всех посетителей на неопределенный срок. Это решение было действительно направлено на защиту коренных жителей Ниихау от таких болезней, как полиомиелит и корь, которые свирепствовали в то время. В итоге получилось гораздо больше.

Отрезав доступ к внешнему миру, Ниихау сохранил свою исконную гавайскую культуру, известную как "кахики". Сегодня остров Синклеров - это единственное место в мире, где доминирует гавайский язык.

Это не значит, что туземцы не знают жизни на материке. На самом деле многие говорят на нескольких языках и приезжают в Кауаи, где есть больше возможностей для работы.

Сегодня на острове по-прежнему нет водопровода и электричества, туземцы собирают дождевую воду, а на каждой крыше стоят солнечные батареи.

Еженедельная доставка продуктов и других товаров первой необходимости осуществляется баржей из Кауаи. Алкоголь, табак и оружие на острове категорически запрещены Синклерами и это табу неукоснительно выполняется.

Как ни странно, несмотря на запрет на оружие, остров служит одной внешней цели. Из-за своего стратегического положения американские военные создали базу для оборонительных операций, на которой фактически работают несколько местных жителей. Благодаря ограничениям, Ниихау остается таким же, как и в 19-м веке, когда остров купила Элиза Синклер.

Говорят, что в посещении острова отказали даже мировой знаменитости Мику Джаггеру, когда он захотел прилететь на Ниихау на частном самолете. Владельцы острова не соблазнились ни внушительной суммой денег, ни всемирной известностью певца. Сам Мик Джаггер никак не комментирует эту историю.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы оцениваете поступок Элизы Синклер? Правильно ли она поступила, закрыв остров?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Правильно. Сразу сориентировались, молодцы. Зато сохранили население. С индейцами то американцы не церемонились, к сожалению...
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.