Загадки пустыни Сахары, которые до сих пор остаются нераскрытыми

Изменчивая Сахара хранит под своими перемещающимися барханами множество тайн. Под толщей песка погребены неосторожные путешественники, захваченные врасплох животные и даже целые города. Сахара — самая большая и жаркая пустыня на планете, и заблудившегося на ее просторах родственники и друзья не увидят, скорее всего, никогда. В древние времена на этих территориях зачастую пропадали целые армии, о которых впоследствии никто больше ничего не слышал.

Технологии современного человечества позволяют нам разгадать многие тайны как нашей планеты, так и вселенной. Раскрыла некоторые свои секреты людям в последнее время и Сахара.

1. Укрепленные поселения и города

Относительно недавно ученые смогли обнаружить в самом сердце Сахары 100 ранее неизвестных крепостей. Сделали это специалисты, буквально не вставая с места, — с помощью спутников. Как оказалось, сфотографированные из космоса крепости были построены когда-то гарамантами — народностью, проживавшей в древности на территории Ливии.

2. Метеориты и кратеры

Благодаря наличию атмосферы «бомбардировкам» из космоса поверхность нашей планеты подвергается редко. Однако иногда толщу атмосферы Земли метеоритам пробить все же удается. Следы подобных катастроф, образовавшиеся в древности, обнаружить, к сожалению, из-за эрозии практически невозможно. Однако в пустыне дело обстоит совершенно по-другому. Здесь подобные следы могут сохраняться тысячелетиями.

На территории Сахары было найдено несколько кратеров от падения метеоритов в глубокой древности. К примеру, такое образование имеется на юго-западе Египта. Ученые считают, что кратер Камал образовался при падении огромного метеорита около 5000 лет назад. Вокруг воронки ученые легко обнаружили и выделяющиеся на фоне песка куски самого небесного гостя.

3. Стеклянная пустыня

В пустыне Сахаре, помимо всего прочего, имеются необычные участки, где барханы состоят не из обычных песчинок, а из достаточно крупных прозрачных кусочков обветренного стекла. Считается, что в этих местах миллионы лет назад на Землю падали большие метеориты, что сопровождалось выделением огромного количества тепловой энергии.

Известно, что это стекло пустыни в древности люди использовали в том числе и для изготовления украшений. К примеру, нагрудник, изготовленный из такого материала, был найден в гробнице фараона Тутанхамона.

4. Африканский «Стоунхендж»

В Европе, как известно, существует множество древних мегалитических комплексов. На территории Африки таких памятников найдено гораздо меньше. Но все же мегалиты на этом континенте также имеются. И один из самых интересных находится как раз в Сахаре, на юге Египта.

Камни в этом комплексе, носящем название Набта Плайя (фото в самом верху страницы), установлены не такие большие, как в Стоунхендже. Однако при этом мегалитический памятник является более старым. Построен Набта Плайя был на 1000 лет раньше круга камней в Британии.

5. Потерянная река

Пустыня Сахара в Африке существовала далеко не всегда. Известно, что в древние времена на этой территории протекало множество рек. Сегодня пресноводные отложения ученые находят в самых разных местах Сахары. Так, недавно исследователи обнаружили русло древней реки в Мавритании.

Окончательно убедиться в том, что когда-то в этом месте действительно проходила водная артерия, ученым удалось с помощью спутников. Назвали специалисты найденную древнюю реку Таманрасетт. Высохла эта артерия, предположительно, 5000 лет назад.

6. Древний океан

На том месте, где сейчас раскинулась Сахара, в доисторические времена находился океан Тетрис. Подтверждением тому служат в том числе и обнаруженные на территории этой пустыни археологами кости китов. Найденные здесь скелеты, помимо всего прочего, помогли ученым понять, каким именно образом эти огромные млекопитающие из сухопутных в древние времена трансформировались в водоплавающих.

7. 9-метровые крокодилы

Древние океаны и их берега, как известно, были населены в том числе и настоящими кровожадными монстрами. Ту территорию, которую мы знаем сегодня как пустыню Сахару, своим домом когда-то считали не только киты, но и Machimosaurus rex — огромные крокодилы, длина тела которых могла достигать 9 метров.

Населяли эти страшные существа когда-то мелководную лагуну океана Тетрис. Питались древние огромные крокодилы рыбой и морскими черепахами.

8. Спинозавры

Разумеется, жили на территории современной Сахары когда-то давно и динозавры. Именно в этом месте палеонтологами когда-то была обнаружена самая крупная из всех населявших когда-либо планету подобных рептилий из группы хищников.

Спинозавр, кости которого ученые нашли в Сахаре, имел рост около 7 метров и длину тела 16 метров. На настоящий момент именно этот монстр является единственным известным ученым полуводным динозавром.

9. Самолет Второй мировой войны

Не так давно на территории Сахары была сделана находка, имеющее большое значение для британских историков. В 1942 году молодой пилот Деннис Коппинг летел на британскую военную базу, оборудованную в пустыне для ремонта. Его поврежденный самолет бесследно исчез где-то над Сахарой.

В 2012 году геологи, исследовавшие пустыню в поисках нефти, наткнулись на это воздушное судно. Пилоту, видимо, удалось как-то посадить неисправный самолет, поскольку особых повреждений на нем найдено не было. Рядом геологи обнаружили также сооруженную Деннисом Коппингом палатку из парашюта. Останки самого пилота найдены не были.

10. Самое большое кладбище людей

Это необычное место в Сахаре совершенно случайно нашел палеонтолог Пол Серена, когда приехал в Африку на поиски костей динозавров. На настоящий момент обнаруженное этим ученым кладбище считается самым большим из всех древних на планете.

Когда-то местность, где было найдено кладбище, не была покрыта песками. Здесь текли ручьи, а их берега покрывала пышная растительность. Район этот был одним из самых густонаселенных на планете. Как выяснилось позднее, хоронили людей на обнаруженном Сереной кладбище в течение почти 1000 лет.

Найдены в этом месте были не только стандартные, но и очень необычные погребения. К примеру, один человек на кладбище был зачем-то захоронен с горшком на голове. В другом погребении кости лежали на панцире огромной черепахи.

Как вы считаете, какие тайны еще может хранить самая большая пустыня планеты?