Небесные поводыри: подробности работы авиадиспетчеров, рассказанные ими самими

Как рассказывают авиадиспетчеры, их работа сложна и трудна. В какой-то степени она чуть менее опасна, нежели труд пилотов, но ни в коей мере не уступает по требованиям к работникам и в проблемах исполнения. Не так давно представители этой славной профессии рассказали публике о закулисных подробностях своего поля деятельности. Знакомство с этой информацией позволяет понять, насколько сложно дается человеку освоение небесных просторов и как велика ответственность, лежащая на тех, благодаря кому мы можем взмыть в небо, подобно птице, и за час-другой прибыть в отдаленные места, до которых по земле пришлось бы добираться часов 5-10.

Где будем трудиться?

Один из секретов диспетчеров, отвечающих за воздушный транспорт – это место расположения их работы. В классическом представлении обывателя такой человек сидит в высочайшей застекленной башне где-то по центру аэропорта. На самом деле некоторые находятся буквально посередине маршрута, который обслуживают, а другие вынуждены проводить свое время в специализированных пунктах радиолокации. Они могут находиться поблизости от аэропортов или на удалении, иногда очень большом.

Это и правда любопытно

Не так давно работники этой бравой отрасли рассказали, что в аэропортах они по факту находятся не так и много. Более того, диспетчеры бывают разные и у каждого есть свой круг задач. Действительно, есть обитатели застекленных башен. Такие лица отвечают за перемещение летательной машины к полосе для взлета. Они же контролируют перемещение транспорта на удалении около пяти миль от аэропорта. Как только агрегат покидает эту зону, он продолжает работу со специальными диспетчерами, которые помогают пролететь путь и зайти на посадку.

Крупные центры

Существуют крупномасштабные радиолокационные центры. Именно в них и трудится большинство современных диспетчеров. Работники таких мест управляют машиной после ее подъема в воздух и до непосредственного спуска. Когда агрегат достигает высоты 18 тысяч футов, диспетчер начинает свою работу. Он пользуется локаторами и направляет агрегат так, чтобы он не столкнулся с другими летательными аппаратами. Как только самолет доберется до пункта назначения, он попадет в сферу ответственности местного диспетчера, контролирующего посадку. Затем налаживают связь с работником застекленной башни – он будет отвечать за приземление.

О возрасте

Зачастую диспетчеры начинают работу, когда проходят службу в армии. Другие обучаются в специальных академиях. Как бы ни началась профессиональная деятельность, диспетчер может работать лишь до тех пор, пока безупречно видит и слышит, быстро думает и адекватно реагирует вне зависимости от напряженности обстоятельств. На работу берут людей 30-летнего возраста либо моложе. В 56 лет граждане обязаны отказаться от своего места. Эта возрастная планка определена, поскольку считается, что с каждым годом после прохождения этого рубежа острота ума становится все слабее.

Диспетчерский язык

Все мы знаем, что представители разных профессий имеют свои специфические способы общения и слова, которые непонятны обывателю. Диспетчеры – не исключение. В общем случае они обязаны общаться по-английски, если самолет совершает международный рейс.

Есть дополнительный внутренний полетный язык – система из букв и цифр, используемая для создания кодовых слов. Ее применение снижает риск путаницы, недопонимания. Сложно сказать, как появились эти необычные слова, но факт есть факт: если диспетчер хочет сказать «девять», он должен произнести «нинер». Считается, что это пошло из немецкого: добавили дополнительный слог к слову «нет» так, чтобы полученное слово отличалось от созвучного «пять» и было четким и понятным.

Акцент и общение

Сложнее всего диспетчерам приходится, если они вынуждены работать с пилотами, говорящими на английском с сильным акцентом. Избавиться от использования этого языка на международных рейсах не получится, но не всякая авиакомпания может принять на работу только тех, кто безупречен во владении английским.

Англичанам и американцам, а также жителям других стран, в которых этот язык основной, довольно легко, а вот всем остальным, включая русских, приходится непросто, как и диспетчерам, которые работают с этими пилотами. Вынужденные общаться на непривычном наречии, пилоты говорят медленно, четко и внятно. Любая ошибка и недопонимание могут стать причиной неправильного маршрута полета! Как отмечают диспетчеры, говорящие на английском в повседневной жизни, они даже дома общаются точно так же: медленно, размеренно и максимально внятно. Привычка – вторая натура!

Стресс…

Диспетчер – человек, который круглые сутки отвечает за жизни людей. Этот груз не оставляет его все 365 дней в году. Из-за этого люди сталкиваются с очень сильным стрессом на работе. Многие признают, что у них нет нормальных выходных, они не отмечают праздники и даже не могут устроить себе настоящий день рожденья, как все их друзья: нужно все время или быть на работе, или отдыхать так, чтобы восстановить силы перед новым днем.

Для диспетчера принципиально важно умение сохранять сосредоточенность вне зависимости от условий, ведь плохая погода и обилие самолетов, совершающих рейс, – это немалые рабочие сложности. Многие во время работы делают часовые или двухчасовые перерывы. Без них справиться с задачами просто не получится!

…и его особенности

Некоторые диспетчеры делятся опытом: из-за того, что за день приходится постоянно решать разнообразные, непохожие друг на друга задачи, труд усложняется. Постоянно есть опасность оказаться в особенно напряженной ситуации, потому что очередной самолет может нести на борту первых лиц какой-нибудь страны.

Нужно организовывать экстренные посадки, оказывать помощь правоохранительным службам или спасателям, спорить с военными. Авиадиспетчеров привлекают к поиску подозрительных объектов, если случается ЧС. Все это становится причиной невыносимого стресса. Впрочем, если какой-то день выдается спокойным, он кажется людям, привыкшим к переживаниям, скучным и пустым. Фактически те, кто выбрал себе это поле деятельности, живут между промежутками ужаса и абсолютной скуки.

Это не шутки!

Среди диспетчеров многие страдают от тяжелых болезней. Зачастую те спровоцированы именно стрессом. Среди представителей этой профессии много тех, у кого больны сердце, желудок и предстательная железа – и все из-за переживаний. Известны случаи внезапной сердечной смерти из-за сильного шока по причине происходящего в воздухе.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы боитесь летать на самолете и доверять свою жизнь персоналу, отвечающему за воздушное сообщение?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.