Ученые раскрыли секрет "проклятия" древнеегипетских мумий

Существует поверье, согласно которому нельзя трогать мумию, поскольку она может наложить проклятие. Но недавно с помощью новейших технологий археологи смогли установить, что многие из забальзамированных представителей древнеегипетской элиты и сами при жизни были довольно-таки невезучими.

Причина смерти

Проведя тщательный анализ кожного белка трех египтян, погребенных более 4 тысяч лет назад, ученые пришли к интересному заключению. По их мнению, наиболее вероятной причиной смерти являются инфекционные и онкологические болезни.

Древнеегипетский "Темный век"

Представляя результаты своей работы в журнале "Философские труды Королевского сообщества", авторы исследования указали, что они смогли определить возраст трех исследуемых мумий с помощью радиоуглеродного анализа тканей, в которые были завернуты тела. Из этого следует, что все эти люди жили в так называемый первый промежуточный период. Его еще именуют "Темным веком" Древнего Египта из-за сильной и длительной засушливости, приносящей с собой голодную смерть.

Как известно, постоянное недоедание и обезвоживание ослабляют иммунную систему организма, при этом сильно возрастает риск заражения инфекционными заболеваниями. Древний Египет не стал исключением. Многие древние тексты этого периода упоминают "хаос и смерть" среди местного населения.

Что убило этих людей?

Исследователи изучили три мумии, которые находятся в итальянском городе Турине в Египетском музее. Белки первой из них, названной Иди, содержали в себе опухолевый подавитель под названием DMBT-1, а также трансглутаминазы. Оба этих вещества одновременно появляются в человеческом организме при раке поджелудочной железы.

В кожных тканях второй мумии, которую назвали Хепешет, были обнаружены виды белков, появляющиеся при иммунных реакциях. Это позволило предположить, что в момент смерти организм умершего боролся с сильной инфекцией. В связи с тем, что многие из найденных белков связаны с легочными инфекциями, исследователи сделали предположение, что Хепешет, вероятнее всего, скончался от туберкулеза. Возможно, отсюда и пошла легенда о проклятии гробниц: споры этой болезни, законсервированные в саркофаге, при его открытии попадали на археологов, которые потом умирали.

К несчастью, на третьей мумии не оказалось нужного для проведения анализов количества кожного белка, поэтому точную причину смерти определить не удалось. Но несмотря на это, такие исследования позволяют открывать "окно" в таинственное прошлое, позволяя находить давно потерянные элементы древнего мира.