Река Угра и конец монголо-татарского ига

Одиннадцатого ноября, но только пятьсот тридцать восемь лет тому назад, произошло событие, которое, как считается, положило конец целой эпохе под названием «Монголо-татарское иго». Сейчас его все больше принято называть «ордынским», но, как ни назови, сути это не меняет.

Развернулись и ушли

Так вот, именно к 11 ноября в 1480 году от Рождества Христова войско великого московского князя Ивана III и войско хана Большой Орды Ахмата развернулись и ушли со своих позиций, которые они занимали по противоположным берегам реки Угры. Подавляющее большинство наших историков, как современных российских, так и прежних советских, считают это событие знаменующим окончание монголо-татарского ига. На Западе есть сомневающиеся. Ну так а чего же мы хотели? На Западе в нас всегда сомневаются. Традиция-с.

Во всем виноваты «деньги»

На самом деле началось все, как и начинается чаще всего всякая буза, «из-за денег». Русским надоело за здорово живешь подкармливать Орду. То бишь платить дань. По большому счету, так же начиналась и война за независимость США: расхотелось отдавать деньги метрополии. Вот и здесь то же самое. По утвердившемуся мнению, в 1476 году Иван III прекратил выплату дани Орде. И началось. Хоть и не сразу. Совсем уж началось тогда, когда через четыре года московский князь и вовсе отказался признавать зависимость Руси от Орды. Дело, так сказать, нешуточное.

С какого времени взбунтовался

Но здесь как раз время вспомнить о сомневающихся. К примеру, американский ученый-историк Чарльз Гальперин полагает, что коль в летописях нет четких данных об отказе Москвы от уплаты дани, то и доказать таковой факт невозможно. Тем более что вызывает дискуссии в научной среде подлинность ярлыка, который хан Ахмат выдал Ивану III и в котором упомянуто о том, что выплата дани была прекращена. Однако в противоположность этому есть мнение, что дань вообще не выплачивалась с 1472 года, поскольку, по тексту Вологодско-Пермской летописи, Ахмат во время событий 1480 года зело пенял Ивану III за то, что тот не платит уж девятый годок.

И это похоже на правду. Иначе с чего бы вдруг в 1472 году хан Ахмат с немалым войском пошел на Великое княжество Московское? А он пошел. Правда, не смог переправиться через Оку, ибо там его уже поджидало, тоже немалое, русское войско. Ахмат, конечно, попытался переправиться, но каждый раз получал от ворот поворот. И со злобы разорил и сжег город Алексин, а население его перебил. Он вообще, Ахмат этот, судя по последующим событиям, характер имел премерзкий: как получит по зубам, так тут же давай на беззащитных отыгрываться.

Почему именно в 1480-м

Вопрос в том, почему Ахмат раньше не пошел по-настоящему на Москву? Почему тянул до 1480 года, несмотря на строптивость Ивана III? Ответ имеется. В это самое время его очень отвлекало Крымское ханство. Не до того было. А как раз к 1480 году Ахмат и вспомнил, что есть такой Иван III, который должен ему «как земля колхозам». Плюс сопутствующие обстоятельства. Аккурат в это время Руси очень досаждал Ливонский орден, постоянно «набегая» на Псков. Вот и в том году магистр ливонцев собрал такую команду рыцарей, что будь здоров. Сто тысяч голов супостатов пришло в псковские земли. Правда, толком ничего сделать так и не смогли. Зато пожгли псковские предместья в свое удовольствие. Да к этому еще следует прибавить ссору Ивана III с братьями. В подробности ссоры вдаваться не станем. Главное, что она была. Короче, самое время напасть на Русь. Так, вероятно, и посчитал хан Ахмат. Но для пущей уверенности договорился еще о совместных действиях с польским королем и великим князем литовским Казимиром IV.

Иван III был готов

Однако же Иван III тоже не лаптем щи хлебал. С братьями перед лицом вражеских намерений он быстренько примирился, а Казимира отвлек, благодаря договоренности с крымскими татарами, которые, не в силах отказать себе в удовольствии досадить Ахмату, «набежали» на Подолию. Казимиру стало не до Ахмата.

Правда, боярская верхушка немного подгадила Ивану III. Те, что познатней да побогаче, сразу предложили спасаться бегством и вообще готовы были стать коллаборантами. Правда, с тех пор мало что изменилось в этом смысле? Зато великому князю Московскому повезло с народом. Тот, напротив, требовал дать супостату в… В общем, Иван III решился на отпор.

Пошел в обход

Между тем, Ахмат, оставшись без помощи от Казимира и предполагая, что на Оке снова будут ждать русские войска, вознамерился зайти через приток Оки – Угру. Но и русские подошли туда же, растянувшись аж на шестьдесят верст по берегу.

И вот с октября войско Ахмата несколько раз пыталось перейти через Угру и каждый раз получало отпор. В конце концов хан отвел войска к Лузе. Русские остались на месте. Началось то самое «стояние». Прошли ничем не закончившиеся переговоры: Ахмат отказался от подарков Ивана III, а тот отказался платить дань.

Великое стояние на реке Угре

Время шло. И шло оно в пользу русских. Уже просто потому, что ханское войско питалось мясом овец, пригнанных в обозе. Но овцы заканчивались. Плюс войско конное. Эти самые кони объели все корма в ближайшей и не очень округе. А русские, по преимуществу пешие, снабжались из княжеского запаса. В общем, торопиться князю было некуда. В отличие от Ахмата, поскольку Иван III, справедливо рассудив, что супостат оголил саму Орду, связав свое войско «стоянием на Угре», то неплохо бы заслать к нему в тыл небольшой «диверсионный отряд». И заслал. И тот опустошал владения Ахмата.

С другой стороны, все-таки близились холода. Река должна была замерзнуть. Князь в конце октября решил отвести войска к Боровску и там впоследствии провести решающую битву. Вот только Ахмат не пошел за князем, а поспешил домой, где посланный Иваном III отряд разорял его земли. Одиннадцатого ноября он тоже снял войско и увел от Угры. Заодно, по дороге, грабя литовские города за то, что Казимир IV не оказал ему помощи.

«Пояс Богородицы»

Для стороннего наблюдателя такое событие, когда оба войска долго, больше месяца, находясь друг против друга, вдруг, без видимых причин, оставляют позиции и уходят, было сродни чуду. На Руси стали говорить о заступничестве Богородицы. И саму Угру стали порой именовать «поясом Богородицы».

С другой стороны, Угра вообще именно из-за своего оборонительного значения могла быть названа «поясом Богородицы». Она была пограничьем, где знали и о половецких набегах, и о русско-литовских столкновениях. По слову казанского летописца, ее можно назвать «поясом Богородицы», потому что она, «аки твердь от поганых», которая защищает русскую землю.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.