Шестое чудо света: титаническая статуя Гелиоса на Родосе

Простоявшая на греческом острове Родос всего чуть более полувека в третьем столетии до н. э. гигантская статуя бога Солнца Гелиоса оказала огромное влияние не только на античность, но и на западную культуру, историю и изобразительное искусство.

Колосс Родосский - одно из чудес света

Славу составления списка Семи чудес света традиционно приписывают поэту Антипатру Сидонскому, который творил во втором веке до н. э. Он действительно написал эпиграмму, включающую список из семи величественных творений рук человеческих. Впоследствии ученики в школах заучивали этот стих наизусть. Для древних эллинов это был всего лишь рекомендательный список для путешественников. То, что стоило бы увидеть своими глазами.

Время оказалось безжалостным к этим творениям людей. Сегодня из всего рекомендательного списка Антипатра мы можем увидеть лишь пирамиду Хеопса. Остальные постройки были разрушены землетрясениями, пожарами, войнами и мародерами. Однако, невзирая на то, что Александрийский маяк, статуя Зевса, храм Артемды и Галикарнасский мавзолей давно лежат в руинах, исторические документы и археологические данные позволяют многое узнать не только об истории их появления, но и о внешнем виде. С Колоссом Родосским дело обстоит совсем иначе.

Колоссальный дефицит информации

Подробности о появлении Колосса на острове Родос остаются загадкой для современных исследователей. Единственное чудо света, о котором ученые располагают еще меньшим количеством данных – это висячие сады Семирамиды. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые вообще сомневаются в их существовании. О Колоссе Родосском, разрушенном землетрясением в 225 г. до н. э., историкам доподлинно не известно, ни как он был построен, ни где именно он стоял, ни как он выглядел.

Создавшийся вакуум был немедля заполнен полулегендарными подробностями, а вид Колосса на протяжении веков видоизменялся в зависимости от видения очередного художника, который его изображал. И все-таки современным исследователям удалось с помощью некоторых подсказок буквально по крупицам собрать некоторые достоверные сведения об этом сооружении.

Колоссальная предыстория

После распада империи Александра Македонского Египет играл важную роль на мировой арене. Там правил один из полководцев Александра – Птолемей. Понимая важное стратегическое расположение острова для развития торговли, он заключил с Родосом союз. Это не понравилось противнику Птолемея Деметрию Македонскому. Собрав внушительное войско в сорок тысяч человек, Деметрий высадился на остров и взял главный город в осаду.

Целый год македонцы сражались на острове. Они соорудили множество осадных машин и предпринимали попытку за попыткой взять город. Но родосцы не покорились. Птолемей прислал подкрепление, однако это была лишь горстка воинов. Но остров прибыло 650 человек, которые пополнили ряды оборонявшихся. В результате сорокатысячной армии противостояли 7500 воинов Родоса. Еще через несколько месяцев Птолемей смог отправить на Родос еще 1,5 тысячи человек. Однако силы сторон это, конечно, не сровняло.

Неудивительно, что при таком раскладе родосцы посвятили свою победу покровителю острова Гелиосу. В память о ней было принято решение воздвигнуть огромную статую бога Солнца.

Колоссальные средства

Статую было решено делать из бронзы. Согласно трактату Филона Византийского, который сам был инженером и математиком, для статуи Гелиоса понадобилось от 12 до 13 тонн бронзы. Для того чтобы собрать такое огромное количество металла, родосцы выделили всю имевшуюся в наличии бронзу, однако и этого оказалось мало. Поэтому остаток пришлось докупить за собранные горожанами деньги, которые они выручили за продажу оставленного Деметрием оружия.

Колоссальный размер

Исполнение грандиозного проекта доверили Харесу из Линдоса, который был учеником Лиссиппа – одного из трех величайших скульпторов классической греческой школы. Харес трудился над статуей 12 лет. Как именно скульптору удалось воздвигнуть статую такого размера, до конца не ясно.

Филон Византийский пишет, что, в отличие от других статуй, Колосс Родосский отливался поэтапно, начиная с ног. Харес сначала сделал стопы, потом насыпал вокруг земляной холм, укрепивший уже готовую часть статуи, а затем принялся за следующий участок. Так, шаг за шагом, скульптор отливал грандиозную статую. А когда она была полностью закончена, скрывавший ее земляной холм просто срыли и глазам родосцев предстал величественный титан Гелиос высотой 36 метров (что сравнимо с высотой 12-этажного дома).

Колоссальное падение

Воздвигнутый с таким трудом Колосс просуществовал всего несколько десятилетий. В 225 году до н. э. (некоторые источники указывают 226 год) сильное землетрясение разрушило статую и часть города. Большинство историков согласны с утверждением, что Колосс Родосский сломался в районе колен и рухнул наземь.

Примечательно, что Птолемей III предлагал выделить средства на восстановление статуи. Это указывает не только на очень тесные связи между Родосом и Египтом, но и на чрезвычайно трепетное отношение к статуе Гелиоса во всем регионе.

Однако родосцы отказались восстанавливать статую, прислушавшись к совету своего оракула. Останки гиганта так и остались лежать на земле, продолжая восхищать людей. Уже во втором веке нашей эры Люциан Самосатский писал, что Колосса Родосского наверняка можно рассмотреть с Луны.

Статуя Гелиоса пролежала в таком состоянии вплоть до 654 года н. э. В том году Родос завоевали мусульмане. Они разобрали остатки грандиозного сооружения и отправили всю бронзу в Сирию. Согласно византийским источникам, для того, чтобы отгрузить всю бронзу, потребовалось 900 верблюдов.

Колоссальное наследие

Колосс исчез, но его слава осталась в памяти людей. К образу Колосса Родосского обращается Шекспир в своей пьесе «Юлий Цезарь». Художники, ни разу не видевшие статую, изображали ее на своих полотнах. Само прилагательное «колоссальный» в современном значении – «большой», «грандиозный» – образовано именно от Колосса Родосского. Изначально слово «колосс» относилось просто к определенному типу скульптуры.

Большинство художников на своих полотнах помещали Колосса Родосского в устье порта, придавая ему значение ориентира для кораблей. С течением времени его стали изображать с высоко поднятым в руке факелом. Неотъемлемым атрибутом Гелиоса также всегда были лучи, исходившие из его головы в форме короны. Именно эти детали – размер, факел и лучистая корона – вдохновляли дизайнера Статуи Свободы. Он же послужил прототипом для статуи Титана в порту Браавос, который присутствует во вселенной популярного телесериала «Игра престолов».

Колоссальное заблуждение

В более позднее время стало популярным изображать Колосса Родосского стоящим одной ногой на одном причале у входа в родосскую гавань, а другой – на противоположном причале. Таким образом, корабли, заходящие в гавань, проходили прямо под Колоссом. Ноги этого заблуждения «растут» по-видимому, из рассказа итальянского паломника Николаса де Мартони.

Этот уважаемый путешественник посетил Родос спустя тысячу лет после землетрясения, разрушившего Колосса. К тому времени даже вмятин на земле от упавшего великана не осталось. Он был давно переплавлен на более тривиальные вещи. Но красивая легенда прижилась. И вплоть до сегодняшнего дня большинство людей при упоминании о Колоссе Родосском представляют себе огромную статую, возвышающуюся над почти игрушечными на его фоне корабликами.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.