Восток — дело тонкое: история о том, как 47 самураев отомстили за смерть хозяина и совершили коллективное харакири

История «Мести Ако», более известная как месть 47 ронинов, уже давно покорила Японию, но в 1871 году, когда Элджернон Бертрам Фримен-Митфорд, 1-й барон Редесдейл, издал книгу «Мифы древней Японии», рассказ о верности 47 самураев своему дайме полюбился и на Западе. Сегодня это, пожалуй, самая известная во всем мире легенда из истории Японии.

Кто такие ронины?

Ронинами по закону самураев были те воины-самураи, которые либо остались без сюзерена, либо проявили трусость в бою, либо не сумели защитить своего дайме. Чтобы не стать ронинами, провинившиеся самураи должны были совершить ритуальное самоубийство – сэппуку. Те из воинов, кто отказывался вспороть себе живот, получали статус «падшего», или ронина.

По кодексу самураев в Стране восходящего солнца, известному как Бусидо, называться ронином было постыдно и унизительно для самурая. В зависимости от поведения, ронин был предметом насмешек и издевок со стороны представителей всех слоев. В любом случае путь во дворянство ронину был заказан.

Легенды Японии богаты похождениями ронинов, в которых бывшие самураи в поисках жалования становились заказными убийцами или добывали себе деньги грабежом. Есть среди легенд о ронинах и такие, где фигуры потерявших своего дайме самураев не теряли чести, а по убеждениям становились на защиту слабых и униженных.

Сюжет легенды о 47 ронинах совсем иной. «Месть Ако» рассказывает о том, как самураи, несмотря на угрозу стать ронинами и потерять честь, все же не отступились от кодекса Бусидо и отомстили за смерть своего сюзерена.

Конфликт во дворце сегуна

История «Мести Ако» произошла во время сегуната, когда Японией правил Токугава Цунаеси, которого прозвали «Собачий сегун».

Это прозвище досталось ему за закон «О запрете лишения жизни живых существ», под страхом смерти запрещавший убивать животных, не угрожающих жизни человека. В то время в Японии практиковалось рутинное убийство бродячих домашних животных, а также загнанного скота и лошадей.

В 1701 году дайме города Ако (японский аналог крупного феодала или князя в Средние века) Асано Такуми-но-Ками Наганори, был приглашен во дворец сегуна для приема императорских послов.

Асано Наганори, незнакомый со всеми сложными ритуалами, необходимыми для общения с императорским двором, ожидал наставлений от Киры Есинаки – чиновника высшего ранга и потомственного знатока дворцовых ритуалов.

Кира Есинака имел славу меркантильного человека, любящего лесть и подношения – что было прямой противоположностью Наганори. В силу своего нрава и убеждений, Асано Наганори не стал льстить Есинаке и пришел на встречу с ним без взяток и подарков.

Есинака, к тому времени уже почтенный старец 60 лет, был крайне возмущен таким отношением дайме и принялся унижать и подшучивать над Наганори, указывая на его незнание имперских традиций. Помимо насмешек и уколов, дайме города Ако получил от чиновника отказ в помощи, прямо противоречащий приказу сегуна.

Оскорбленный Асано Наганори не стерпел выходок чиновника и, выхватив меч, нанес Кире Есинаке несколько легких ранений. Есинака пожаловался сегуну, и Наганори арестовали.

Казнь и конфискация имущества

Обнажать меч во дворце сегуна было незаконно. Карой за ослушание была смерть. Сегун, выслушав жалобу Есинаки, приговорил дайме города Ако к смертной казни, однако, принимая во внимание высокий статус Наганори, ему позволили совершить ритуальное самубийство - сэппуку. В тот же день Наганори вспорол себе живот и умер.

Послы сегуна отправились в Ако, чтобы сообщить двору Наганори о смерти их дайме и о том, что все его имущество конфисковано в пользу сегуна. В результате такого решения все самураи Наганори, которых было в общей сложности 120 человек, были объявлены ронинами.

Клятва мести

Потерявшие свое звание самураи после получения этой новости собрались на совет. Некоторые из них предлагали искать нового сюзерена, некоторые – покончить жизнь ритуальным самоубийством. Треть ронинов, точнее 47, решили сначала отомстить за смерть своего дайме. Они были уверены, что Кира Есинака не получил должного наказания, а возможно, и вовсе обманул сегуна.

Есинака, осознавая, что сыграл не последнюю роль в смерти Наганори, ожидал попыток отмщения и поэтому значительно увеличил охрану и переехал в крепость.

Долгий путь к цели

Ронины, главой которых был советник Асано Наганори Оиси Кураносукэ, дали клятву отомстить за смерть сюзерена, однако сделать это срезу же они не могли, поэтому придумали хитрый план – ввести в заблуждение Есинаку, выждать, собрать информацию и только потом напасть.

Ронины разошлись кто куда и стали заниматься тем, чем занимались многие потерявшие честь самураи до них – воровать, торговать, лечить, учить и заниматься мелкими работами. Оиси Кураносукэ осел в Киото, где своим дебоширством напоказ заработал себе громкую дурную славу.

Все эти действия были произведены с единой целью – усыпить бдительность Есинаки. Если Кира Есинака перестанет беспокоиться о собственной безопасности, подобраться к нему будет легче. В то время как Оиси привлекал к себе взгляды слуг Есинаки, некоторые из ронинов пристально наблюдали за тем, что происходит в доме Есинаки, и планировали нападение.

Наблюдение велось больше года – именно столько времени потребовалось, чтобы осторожный Есинака наконец-то перестал бояться.

Месть за господина

Ронины приехали в Эдо (сегодня Токио) и приобрели плащи пожарных, которые позволили им скрыть оружие – мечи и луки. Частые пожары того времени помогли огромному отряду ронинов не привлекать к себе лишнего внимания.

Ронины разделились на два хорошо вооруженных отряда и напали на замок Есинаки. Их план был настолько хорош, что в результате штурма не погиб ни один из них.

Кира Есинака пытался скрыться от мстителей в сарае для угля, но они нашли его и предложили совершить сэппуку – погибнуть так же, как и их сюзерен. Есинака отказался, и ронины обезглавили его. Голову Есинаки они отнесли в монастырь, где был похоронен Асано Наганори, и положили ее на могилу их дайме, тем самым завершив месть.

Суд

После содеянного перед сегуном встала непростая задача – осудить ронинов, ни разу не нарушивших кодекс Бусидо. Сегун признал их самураями, в результате чего позволил им совершить сэппуку. Все ронины, кроме самого младшего, которому было всего 18 лет и которого товарищи послали с сообщением к жене Наганори, совершили ритуальное самоубийство и были похоронены в том же монастыре, что и Асано Наганори.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.