Философия любви Сократа, вдохновленная жрицей Диотимой

Философский трактат Платона «Пир», датированный примерно 385 - 370 гг до н. э., повествует о дружеском соревновании в риторике, устроенном группой достойных людей, которые собрались на пиршество. В ходе дискуссии Сократ упоминает, что в молодости женщина по имени Диотима научила его «философии любви».

Идея платонической любви

Несмотря на скудность информации о ней, Диотима сыграла важную роль в «Пире», даже не присутствуя на банкете. Она объяснила Сократу концепцию любви как средства созерцания божественного, утверждая, что цель любви – это бессмертие. Пути к нему два: рождение детей или создание прекрасных творений. Идея платонической любви, чувства, которое не основано на физическом удовольствии, знакомо людям уже тысячи лет и рождается в этом разговоре.

Хотя идею назвали по имени Платона, а не Диотимы, ее существование в древнем мире не ставится под сомнение. Бронзовый рельеф 1-го века, найденный в Помпеях, изображает Диотиму и Сократа, между которыми находится фигура Эроса. Рельеф показывает ее оживленный разговор с Сократом. Письменные источники 2 - 5 вв. тоже упоминают Диотиму как реального человека. Спустя столетия вопрос ее существования неоднократно обсуждался.

Католическая церковь

Предположение о том, что Диотима была вымышленным персонажем, было впервые сделано в 1485 году Фичино Марсилио – итальянским схоластом и католическим священником. Он был одной из наиболее влиятельных фигур среди философов-гуманистов раннего Возрождения в Италии. Фичино прокомментировал абсурдность допущения, что женщина может быть философом. Это эффективно лишило Диотиму и ее вклад значимости, низведя ее до вымышленного персонажа. Таковым она и считалась на протяжении последующих 500 лет.

Значение

Это, разумеется, не первый случай, когда церковь лишает женщину статуса, который мог бы поставить ее на одну ступеньку с мужчинами. Ум, образованность и одаренность дам никогда не поощрялись ввиду расхождения образа женщины-ученого с наложенными на нее обществом обязанностями образцовой жены и матери.

Достаточно только вспомнить философа Гипатию Александрийскую, которую церковь объявила ведьмой и предала смерти. А во времена инквизиции ум женщины и вовсе стал основательным поводом для того, чтобы осудить и наказать ее.

Вышеизложенные сведения о Диотиме хороши тем, что в средневековом мраке наметилось еще одно светлое пятно, позволяющее нам увидеть вещи такими, какие они есть или были в действительности.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что вы думаете об этой ситуации с философским наследием Диотимы? Была ли она на самом деле? Или это вымышленный персонаж?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Была конечно, я вообще большой фанат рентв
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.