Царица, жрица и писатель: наследие Энхедуанны - первого автора, известного по имени

Первым широко известным в мире автором считается Энхедуанна, женщина, которая жила в XXII веке до нашей эры в Древней Месопотамии (примерно с 2285 по 2250 год до нашей эры). Энхедуанна - интересный персонаж, который называли древней «тройной угрозой». Она была принцессой и жрицей, а также писателем и поэтом.

Древний период

Третье тысячелетие до нашей эры было периодом потрясений в Месопотамии. Завоевание Саргона Великого привело к созданию первой в мире великой империи. Город Аккад стал одним из крупнейших в мире, а северная и южная Месопотамия впервые в истории были объединены.

В этом необычном историческом окружении мы находим очаровательный персонаж Энхедуанны, дочери Саргона. Она работала верховной жрицей божества Луны Нанны в его храме в Уре (в современном Южном Ираке). Божественная природа ее занятий отражена в ее имени, означающем «Жрица обилия небес».

Писательница

Энхедуанна написала несколько литературных произведений, в том числе два гимна месопотамской богине любви Инанне (в аккадской мифологии Иштар). Она написала миф об Инанне и Эбихе и сборник из 42 гимнов, посвященных храмам городов Шумера и Аккада. Зачастую писателями в древнем мире становились мужчины, но работы Энхедуанны составляют важную часть богатого литературного наследия Месопотамии.

Энхедуанна смогла стать именитой писательницей не только потому, что ее работы были действительно интересны, а и благодаря анонимности других авторов. Естественно, Энхедуанна не была первой в мире писательницей, до нее было найдено огромное количество работ, которые не подписаны ни одним известным автором.

Тем не менее в наши дни история первой писательницы почти полностью неизвестна, а ее достижения в значительной степени оставляют без внимания. Исключением является работа юнгианского аналитика Бетти Де Шонг Меадор. Письменные работы Энхедуанны носят глубоко личный характер, содержат многочисленные биографические особенности.

Цикл храмовых гимнов заканчивается утверждением об оригинальности произведения и его авторстве: «Создатель табличек - Эн-хеду-Ана. Мой господин, здесь создано то, чего ранее никто не создавал». Такие надписи ученые называют своеобразным авторским знаком.

Четко утверждая право собственности на творческую составляющую своей работы, Энхедуанна также комментирует трудности творческого процесса: по-видимому, писательское искусство было не простым делом даже в Древней Месопотамии.

Тяжелый труд

В своих гимнах Энхедуанна рассказывает о проблеме инкапсуляции божественных чудес посредством письменного слова. Она описывает, как тратит долгие часы на то, чтобы трудиться по ночам над своими композициями, а затем продолжает заниматься творчеством и днем. Почти все ее работы посвящены богине любви.

Поэзия Энхедуанны наполнена размышлениями о божествах и восхвалениями ее божественной музы, а также подчеркивает художественное мастерство, необходимое для написания произведений.

Ее письменное восхваление небесных божеств было признано современной астрономией. Ее описания звездных измерений и движений Вселенной были оформлены как, возможно, ранние научные наблюдения. В 2015 году кратер на Меркурии был назван в ее честь.

Сохранение работ

Работы Энхедуанны были написаны в клинописи, древней форме письма с использованием глиняных табличек, но сохранились только в виде гораздо более поздних копий примерно с 1800 г. до н.э., начиная с древневавилонского периода и позже.

Отсутствие более ранних источников вызывает сомнения у некоторых по поводу того, что Энхедуанна - автор мифов и гимнов, а также ставит под сомнение ее статус религиозного деятеля высокого ранга. Тем не менее историческая запись четко идентифицирует Энхедуанну как творца древних литературных произведений, и это, несомненно, важный аспект, который помогает охарактеризовать окружающие ее традиции.

Изображение писательницы

Помимо поэзии, археологами были обнаружены и другие сведения о жизни Энхедуанны. К ним относятся цилиндрические печати, принадлежащие ее слугам, и алебастровый барельеф, на котором отображен ритуал ее посвящения. Диск Энхедуанны был найден британским археологом сэром Чарльзом Леонардом Вулли и его командой землекопов в 1927 году.

Диск был выброшен и, по-видимому, испорчен еще в древности, но фрагменты были найдены в ходе раскопок, и изображение с писательницей было успешно восстановлено. Сцена отображает жрицу на работе: вместе с тремя мужчинами-слугами она наблюдает за обрядом ритуального возлияния.

Энхедуанна находится в центре изображения, ее взгляд сосредоточен на религиозном жертвоприношении, а рука поднята в знак благочестия. Изображение на диске подчеркивает религиозный и социальный статус жрицы, которая носит особый головной убор и одежду с воланами.

Искусство имитирует жизнь

Поэзия Энхедуанны содержит то, что считается автобиографическим элементом, например описания ее борьбы с узурпатором Лугаланном. В своей композиции «Возвеличение Иштар» Энхедуанна рассказывает о попытках Лугаланна заставить ее отказаться от своей роли в храме.

Призывы Энхедуанны к лунному богу, по-видимому, были встречены молчанием. Скорее всего, именно поэтому она начала уделять много времени его дочери Инанне.

По поводу этой истории есть много предположений. Специалисты нашли сведения о том, что мятежный шумерский царь изгнал Энхедуанну из Ура. После этого жрица воззвала к помощи богини Инанны, посвятив ей свой самый известный гимн.

Шумеры считали, что молитва была настолько сильна, что богиня помогла своим подданным одержать победу в девяти битвах. Благодаря этому брат Энхедуанны объединил земли на следующие несколько лет, а писательница вернулась в храм.

Мифы писательницы

Испытание авторитета Энхедуанны и восхваление ее божественного помощника нашли отражение в других ее работах, таких как миф «Инанна и Эбих» (в других источниках «Инанна и покорение горы Эбих»).

В этом повествовании богиня Инанна вступает в конфликт с надменной горой Эбих. Гора оскорбляет божество, стоя высоко и отказываясь низко кланяться ей. Инанна ищет помощи у своего отца. Он (понятно) советует ей не вступать в войну с грозным горным массивом.

Инанна в типично смелой форме игнорирует это наставление и уничтожает гору. Миф содержит интригующие параллели с конфликтом, описанным в поэзии Энхедуанны.

Образ писательницы

В образе Энхедуанны мы видим мощную фигуру с великим потенциалом и творчеством, чья страстная хвала богине любви продолжает звучать во времени, спустя 4000 лет после того, как впервые была вырезана на глиняной табличке.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы что-то слышали об этой писательнице?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
2
Читать статью я, конечно, не стал, но статья збс! Одобряю!
Копировать ссылку
3
Автор супер, Давно искал инфу о Энхедуанне.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.