Чемпион по чаепитию: что означают медали на самоваре

Россия знаменита своими самоварами. Самоварное производство в стране начало развиваться еще в восемнадцать веке. Очень быстро нехитрое устройство вошло в каждый дом и стало неотъемлемой частью русской культуры. Популярность главного атрибута чаепития не уменьшалась до середины двадцатого века. В настоящее время самовары представляют собой коллекционную и культурную ценность. Что означают медали на самоваре? Оказывается, они могут многое рассказать о производителе.

О чем может рассказать медаль?

В прошлых столетиях большая конкуренция стала главным стимулом к высокому качеству. Самоварные мастерские в борьбе за рынок создавали новые формы и усовершенствовали свою продукцию.

Точная дата создания первого самовара так и не известна по сей день. У историков массу споров вызывает и дата создания первого клейма. Принято считать, что первые изделия для чаепития создали в семнадцатом веке. Поскольку создание самоваров стало настоящим искусством, стоили они достаточно дорого. Поэтому на них ставили клейма о производителе.

История клейма

На элементах самовара первыми стали ставить метки кустарные мастерские. Чаще всего они представляли собой оттиски с фамилиями мастеров, названием города или поселка. Ситуация изменилась с началом массового производства предмета для чаепития. На клейме изображали фирменное обозначение места производства, имя мастера, фамилию владельца фабрики. Крупные производители ставили на клеймах награды, которыми были награждены предметы на всевозможных выставках.

Оттиски ставили горячим способом. Место, на которое ставили клеймо, и сам штемпель нагревали до определенной температуре. После к разогретой поверхности прикладывали штемпель, после чего мастер наносил удар при помощи специального молотка. Поставленное таким способом клеймо не было глубоким. В те времена самовары чистили песком, поэтому со временем оттиск сильно стирался, а иногда и вовсе исчезал.

Самые известные производители делали собственные клейма, зарегистрированные правительством. Среди них наиболее известными были: Капырзины, Баташевы, Ломовы, Лисицыны и Морозовы.

Увеличить стоимость самоваров, сделанных кустарным способом, пытались при помощи липовых медалей, нанесенных на поверхность. Среди антикварных предметов сейчас можно встретить подобные подделки.

Изображения на клеймах

Самые первые штампы и эмблемы имели вид названия фабрики. С появлением крупных фабрик изменились и клейма. Их стали делать в виде оттиска герба с изображением фамилия хозяина. Так, например, клеймо фабрикантов Баташевых напоминало о том, что производства предмета для чаепития началось с оружейного дела. На оттиске была изображена пушка.

Естественно, товары именитых производителей стали подделывать, нанося на поверхность чужую символику, ведь именно она была знаком качества. Известные производители самоваров подтверждали конкурентоспособность продукции на выставках.

Отличить подделку от оригинала было достаточно просто по некоторым признакам. Если к знаменитой фамилии приписывали слово «правопреемник» или «последователь», то это говорило о том, что товар был произведен кустарным способом.

Самые ценные самовары

Стоимость антикварных самоваров иногда очень высока. Их цена зависит от многих характеристик:

  1. Количества оттисков и даты производства. Старинные экземпляры имеют меньше клейм. А вот изображение многочисленных наград говорит о более позднем времени производства самовара.
  2. Характера клейма. Качество и стоимость определяется известностью производителя.
  3. Состояния клейма. Особенно ценными считаются предметы с хорошо читаемыми надписями.

По мнению коллекционеров, наиболее ценными экземплярами считаются самовары заводов Дубинина, Кондратьева и Севрюгина. Коллекционные и выставочные предметы фабрики Тейле, Лисицыных и Баташевых тоже считаются редкими и уникальными, они имеют высокую стоимость.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А у вас в доме сохранился самовар бабушки?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.