История возникновения образа Бабы Яги – самой колоритной дамы фольклора

Баба-яга – это сказочный персонаж, который присутствует во множестве сказок. Он знаком каждому, и спутать его с каким-либо другим довольно трудно. Ведь он является очень колоритным, обладая рядом специфических черт. Хотя этой мифической фигуре, как правило, отводится отрицательная роль, нередко она вызывает симпатию. И это, возможно, объясняется противоречивостью восприятия этого образа в прошлом. Ведь тогда он был далеко не однозначным.

Что говорится у Даля?

В составленном им словаре яга описывается как своего рода ведьма, относящаяся к злым духам, имеющая вид безобразной старухи. Ее неизменными атрибутами в русских сказках являются:

  • костяная нога;
  • железная ступа, как средство передвижения;
  • пест, которым она упирается;
  • помело, заметающее следы.

Затем Даль перечисляет и другие, присущие этому персонажу признаки.

  1. Кости, местами выпирающие наружу из тела.
  2. Сосцы, висящие ниже пояса.
  3. Она ездит на охоту за человеческим мясом.
  4. За ней водится похищение детей.
  5. Ее возят черти.
  6. Под этим поездом образуется страшная буря, ветер стонет, скот начинает реветь, возможен мор и падеж скота.
  7. Кто увидит бабу-ягу, может потерять дар речи.

На Руси Ягиничнами звали злых, бранчивых баб.

Другие атрибуты

К описаниям Даля можно добавить и следующие, известные нам из сказок и кинофильмов.

  1. Бабе-яга живет в избушке на курьих ножках, которая не имеет ни окон, ни дверей.
  2. На спине у нее выпирает горб.
  3. Одно из ее излюбленных занятий – жарить в печке детей.
  4. Она мастер изготавливать различные зелья и снадобья.
  5. Ей известны все тайные помыслы приходящих к ней гостей.
  6. Она может повелевать стихиями, вызывая дождь или сильный ветер.
  7. Иногда она помогает главному герою, наделяя его каким-либо волшебным предметом, например, путеводным клубком.

Интересно, откуда взялись подобные представления. Являются ли они плодом чистой народной фантазии или же имеют под собой определенную почву?

Финно-угорский обычай

Историк А. Иванов описывает один интересный обычай, существовавший еще во времена язычества. По мнению писателя, он может служить объяснением истоков возникновения такого сказочного персонажа, как баба-яга.

Древние финны верили, что умершие родственники оказывают им помощь с того света. Когда кто-то из близких людей уходил в мир иной, изготавливалась его кукла, «баба», которую называлась «иттарма». В нее вселялся дух умершего человека. Такая кукла заворачивалась в шубу, которую шили из шкур животных.

Она выворачивалась мехом наружу. Этот мех называли «ягу». Шуба носилась женщинами. Отсюда и могло произойти название «баба-яга». А то, что кукла изображала существо именно женского пола, исследователь объясняет существованием на тот момент матриархата.

Для куклы сколачивали специальную постройку, называемую «сомъях», у которой отсутствовали и окна, и двери. Она носила сакральное значение. Туда помещали «бабу» вместе с драгоценностями и другими, принадлежавшими умершему вещами и относили в лесную чащу, подальше от людей. Постройка устанавливалась на стволах деревьев, которые были подрублены, чтобы ограничить доступ к домику.

Неправда ли, довольно внятная версия.

Почему ножки курьи, а нога костяная?

Такой эпитет, «курьи», как правило, ассоциируется с куриными ножками, какие мы нередко видели в фильмах. Но некоторые исследователи имеют на это другой взгляд. В частности, уже упомянутый А. Иванов говорит о том, что финны окуривали стволы подрубленных деревьев. Скорее всего, это делалось в сакральных целях.

Ступа могла ассоциироваться с тем же домиком для куклы, с погребальной урной или с домовиной, то есть с гробом. Многие славянские народы верили, что именно там размещается душа умершего. Домовины поднимали над землей, ставя их на пеньки. Их устанавливали таким образом, чтобы находящееся в них отверстие обращалось в сторону, противоположную поселению, то есть «к лесу передом». Мертвец же располагался ногами к отверстию. Если кто-то заглядывал в него, то мог увидеть именно эту часть тела. Отсюда в фольклоре и появилась «костяная нога».

Такой атрибут, как метла, был связан с магией и символизировал некоторую очистительную силу.

Что касается зажаривания людей в печи, то, возможно, здесь находит отклик тот факт, что знахарки в старые времена выхаживали и лечили детей следующим образом. Заворачивая ребенка в тесто, они укладывали его в теплую печь, где он донашивался, «припекался», выздоравливал. И как бы рождался для новой жизни.

Положительный образ

Однако, по мнению исследователей, первоначальный образ бабы-яги был положительным, имеющим глубокие корни в народном сознании. Он идет от представления о Дикой Матери, о Первозданной женщине. Это мать-наставница, помогающая и карающая. Его (образ) также рассматривали как женское божество, покровительствующее ремеслам и магии. К нему обращались за обучением мудрости.

Как ни удивительно, но у славян кукла бабы-яги, которую называли Ягиней, использовалась для защиты дома от злых духов. Такой оберег вешали над входом в дом. А еще она якобы стоит на страже любви и семейных отношений. Оказывается, что у некоторых такой амулет имеется и в наши дни.

Такое «перевоплощение» можно объяснить тем, что раньше у людей к смерти, к загробному миру было более спокойное, привычное отношение. Со временем же люди стали испытывать больше страха к подобным вещам, и образ бабы-яги постепенно стал воплощением зла.

Нужно отметить, что происхождение этого образа имеет неисчислимое количество предположений, однако не все они имеют внятные объяснения, в отличие от тех, которые приведены выше.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы бы повесили у себя над дверью куклу Ягини как оберег семьи и любви?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.